|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 335
— это Творец, который в самом Себе как бы содержит образец и зеркало, где целиком и
совершенно ясно отражаются умопостигаемые начала. Там, говорю я, — все правила истины,
самопознаваемые первые правила и одновременно правила добродетельности, а также
всеобщность этого сокрытого познаваемого, куда тварный интеллект не может проникнуть
без дара и благодати Божественного Откровения. Значит, именно Творец есть вечная истина,
вечный образец совершенно ясного изображения и выразительной отчетливости, короче, как
я говорил, ничем не запятнанное чистое зеркало, в котором видно все. Это зеркало, как много
было сказано, теснейшим образом связано с интеллектами людей и постоянно присутствует
в них; оно по природе поставлено перед ними, и они могут вычитывать в нем — без всякого
посредника — начала и правила, о которых мы говорили. Здесь, словно в живой книге,
словно в зеркале, производящем формы, интеллект сам по себе вычитывает эти два рода
правил и принципов, ибо живая собственная и единственная книга человеческого ума — это
сам Создатель».
Вышесказанное означает возвращение к св. Августину, но к тому Августину, который по
собственному побуждению восстает против Аристотеля. В душе, как ее понимает Гильом
Оверньский, все происходит изнутри, но под внешним воздействием тела и при внутреннем
озарении божественным светом. Впрочем, это учение о познании можно понять, лишь
допустив, что Вселенная уже наполнена умопостигаемыми формами, почти непосредственно
воспринимаемыми интел-
Глава VIII. Философия в XIII веке
320
лектом. Именно такова Вселенная Гильома Оверньского. Виды в ней не только реальны, как
это было у Гильома из Шампо, они суть сама реальность. Человек — например, Сократ —
это для него сущностно есть вид «человек», а то иное, что прибавляется к виду, есть только
индивидуальные акциденции: «Quare totum esse ipsius est ipsa species, videlicet haec species
homo, sicut dicitur vel praedicatur de ipso cum dicitur, Socrates est homo»*. Итак, в человеческой
душе присутствует умопостигаемое благодаря ее мышлению, а чувственно воспринимаемое
— благодаря чувствам, причем умопостигаемое есть причина чувственно воспринимаемого.
Если бы не существовало умопостигаемых «землянистости» и «огненности» в чувственно
воспринимаемом мире, то в нем не существовало бы ни земли, ни огня. Таким образом
Гильом может осуществить тотальный синтез платонизма и аристотелизма, толкуемого в
духе Авиценны: «Аристотель говорил о действующей интеллигенции, что она — словно
умопостигаемое солнце наших душ и свет нашего интеллекта — заставляет проявляться в
действии умопостигаемые формы, которые Аристотель полагал находящимися в ней в
возможности. Она переводит их из возможности в действие, подобно тому как это делает
солнце с видимыми в возможности красками, когда своим излучением, то есть
совершенством своего света, приводит в действие цвета, пребывающие в возможности в
цветных телах. Причиной, заставившей Аристотеля предположить эту интеллигенцию, было
положение Платона о формах, или о мире видов, который называют также архетипическим
миром, миром первоначальных форм, миром умопостигаемым, или миром
умопостигаемого. Аристотель на деле не сумел предохранить себя от соблазна согласиться с
этой позицией Платона. На какие основания или доказательства опирался Платон, чтобы
сделать это, мне неведомо. Я укажу причины, которые он, как мне кажется, имел или
которые он мог бы иметь. Итак, я говорю на это, что
не следует доверять интеллекту относительно умопостигаемого меньше, чем чувству
относительно чувственно воспринимаемого (Ad hoc dico igitur quod non minus credendum
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|