|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 334
XIV века: они откажутся отличать способности от самой сущности души и вследствие этого
будут говорить о познавательной функции воли.
У самого Гильома Оверньского отказ приписать душе способности, отличные от ее сущности,
в дальнейшем проявляется, скорее, в радикальной критике аристотелевской и
авиценновской теорий познания. Поскольку душа едина и неделима, невозможно, не доходя
до абсурда, отнести к ней два разных ума, каждый из которых отличен от нее, — возможный
и действующий. Если кто-то непременно хочет говорить об уме, то прежде всего нужно
сказать, что этот ум есть сама сущность души, выполняющая присущие ей функции
познания, и особенно следует добавить, что этот ум не может быть действующим умом.
Философы, настаивающие на необходимости действующего ума для объяснения того, что
первоначала становятся для нас умопостигаемыми в акте (действии), выдвигают излишнюю
гипотезу: на-
Часть 19. 319
1. От Гилъома Оверньского до Генриха Гентского
чала так же естественно постижимы душой, как свет видим глазом. Если есть свет души,
который делает ее способной познавать, то им может быть только Бог. Но как бы ни
обстояло дело с этим вопросом, важно прежде всего не придумывать вслед за Авиценной
некий отдельный просвещающий душу действующий интеллект, который был бы отличен
от Бога.
Когда Гильому самому пришлось объяснять, как душа приобретает знания, он начал с того,
что признал эту проблему крайне трудной, но все же отважился приложить силы к ее
решению. Если речь заходит о началах познания или о наших общих идеях (универсалиях),
трудность остается: это всеобщее знание, или универсалии, никак не могут воздействовать на
душу по той простой причине, что они не существуют. Следовательно, в обоих случаях
нужно отыскать реально существующую действующую причину, которая запечатлевает в
душе либо общие идеи, либо принципы (начала). Действующая причина общей идеи есть не
что иное, как воспринимаемый чувствами индивидуальный объект, а операция, посредством
которой от частного осуществляется переход к общему, — абстрагирование. Эта операция
осуществляется в два этапа. Исходным пунктом является ощущение, которое с помощью
операции различения схватывает индивидуальный объект со всеми его индивидуальными
свойствами; но ощущение оставляет в воображении уже абстрактный образ — в том смысле,
что он менее определен, чем сам объект, и лишен его индивидуальных признаков. Так,
рассмотренная вблизи статуя изображает Геракла, издали же она кажется изображением
некоего человека вообще. Наши образы так же расплывчаты, как восприятие объекта издали.
Первое абстрагирование, осуществляемое нами в воображении, как бы предоставляет
разумной душе случай воспринять умопостигаемые формы, которые доходят до нее уже по
другой причине. Если верить Аристотелю и Авиценне, то этой причиной является отдельная
субстанция — действующий интеллект, но «исходя из христианского учения, которое
абсолютно верно во всем и везде и совершенно чисто от всякой лжи и заблуждения, следует
утверждать, что человеческая душа естественным образом расположена как бы на линии
раздела между двумя мирами и подчинена обоим. Один из них — это мир чувственно
воспринимаемых вещей, с которым душа тесно связана через тело; другой мир
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|