|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 333
только причастность некоторому бытию, онанирующему от первобытия. Однако он
настолько прямо связывает сотворенную сущность с Богом, что ее собственное существование
как бы улетучивается, поскольку творение теперь — лишь сущность, чье существование
полностью сводима к простому «существованию через Бога». Безусловно, Бог есть бытие,
благодаря которому все есть, и совсем не то, что они есть (esse quo sunt, non autem quod sunt).
Прибегая к типичной формулировке, значение которой раскроется только у Альберта
Великого и Экхарта (Б. Мюллер-Тайм), Гильом сравнивает отношение души и тела с этно-
Глава VIII. Философия в XIII веке
318
ями располагается свободная воля Творца, от которого творение зависит в каждый момент
своей деятельности так же, как зависит от Него в своем бытии. Действенность природ
проистекает из преизбытка их источника. Несомненно, сотворенные природы таковы, что
способны обрести эту действенность; дом должен иметь окна, если мы хотим, чтобы в него
проникал свет; но кто станет утверждать, что окно имеет право на свет? Один Бог является
подлинной причиной всеобщего распределения божественного действия; творения суть
только каналы, по которым оно распространяется по желанию Бога, так как Он этого желает,
до момента, пока Ему угодно поддерживать этот процесс. Подобное распределение природ
и их причинно обусловленной действенности подводит нас к теме «potentia Dei absoluta»*,
которая развивается от Петра Дамиани к Уильяму Оккаму. До какой степени Гильом
Оверньский говорит здесь как теолог, защищающий свободу христианского Бога от
необходимости греческой природы, можно увидеть в приводимых им аргументах. Заметим
мимоходом, что неопалимую купину и другие чудеса из Писания мы встречали у
антидиалектиков XII века, но Гильом отыскал философское обоснование христианского
понимания свободного творения в волюнтаристской космогонии Гебироля. Это послужило
причиной того, что Гильом отнес последнего к высшему рангу философов: «unicus omnium
philosophorum nobilissimus»**.
В космологии Гильома, испытавшей сильное влияние платоновского «Тимея», нашлось
место для мировой души, которая увлекала столько умов в XII столетии; однако она
решительно противостоит космологии Авиценны. Отбросив отдельные интеллигенции как
сотворенные субстанции, пребывающие между Богом и вещами, Гильом устраняет их и как
простые движущие субстанции. Учение Авиценны о душах сфер, которые по собственному
желанию приводятся в движение интеллигенциями, представляется ему неприемлемым и
даже смешным: ведь это значит
приписывать умопостигаемым субстанциям функции, сравнимые с функциями осла,
привязанного к мельничному колесу. Впрочем, главная забота направлена здесь на то, чтобы
устранить введенных Авиценной посредников между человеческой душой и Богом — нашим
единственным началом и нашей единственной целью.
Душа — это абсолютно простая, то есть не состоящая из отдельных компонентов духовная
субстанция. Те, кто представляет ее себе как потенциальное или виртуальное целое,
демонстрируют тем самым ребячество и неразумие. Душа остается единой и неделимой,
какие бы действия она ни совершала. Именно это имеет в виду Гильом, утверждая, что в
человеческой душе, как и в Боге, сущность есть непосредственная причина познавательных и
волевых действий и что между душой и совершаемыми ею действиями нет никакой
отдельной способности души. Этот тезис будет опровергнут св. Фомой Аквинским, но он
окажет глубокое влияние на английских и французских теологов
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|