|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 332
Глава VIII. Философия в XIII веке
316
скольку тогда мы допускаем, что эти сущие опосредованно являются причинами самих себя;
или допустить бытие одного сущего, самого по себе, которое обладает существованием
благодаря своей сущности и которое есть Бог. Было верно замечено, что Гильом Оверньский
превзошел уровень онтологизма Ансельма Кентерберийского (А. Масно-во). Он превзошел
его, вдохновленный Авиценной, и в данном отношении тоже приготовил пути для св. Фомы
Аквинского.
До какой точки продвинулся Гильом в этом направлении, судить довольно трудно. В его
понимании Бог абсолютно прост, причем именно потому, что esse в Нем неотделимо от
сущности ни в действительности, ни в мысли. Именно поэтому Бог бесконечен. Можно
говорить о его сущности, но если по отношению к Нему задать вопрос «quid sit?»*, то ответа
не будет; у Него нет никакой чтойности: «поп habet quidditatem пес diffinitionem»**.
Единственное приличествующее Ему имя — это то, которое Он Сам принял в Книге Исхода
(3:13—14),—Тот, Кто есть, Сущий, то есть Бытие: «Ens adeo declarat ejus essentiam, ut ipse per
ipsum innotescere voluerit filiis Israel: quo uno nota sint omnia quaecumque de essentia ipsius dici
possunt»***. Однако можно спросить — впрочем, Гильом сам себя спрашивает об этом: какой
конкретный смысл имеет в данном случае понятие бытия? Представляется, что для него это в
первую очередь «необходимость быть», или «necesse esse» Авиценны, а не чисто
экзистенциальная актуализация, которую прежде всего имеет в виду Фома Аквинский. Этим
объясняется то, что, будучи скорее предшественником Дунса Скота, нежели Фомы
Аквинского, Гильом полагает, что это первичное понятие позволяет нам постичь Бога только
как бытие, а не как Бога. Через понятие «ens», о котором Авиценна говорит, что оно есть
первый объект разума, Бог немедленно запечатлевается в нашем уме «in quantum ens; in
quantum autem Deus et Dominus non est ex primis apprehensionibus»****. Таким образом,
Гильом рассуждает в соответствии с Библией, но, возможно, он мыслит здесь
Ави-
прежде всего о «necesse esse per se»*
ценны, которым еще станет томистский Бог, но только вследствие чистой и бесконечной
актуальности его «esse».
Оставаясь близким Авиценне и Маймо-ниду («Путеводитель заблудших», I, 63) в своей
интерпретации тождества сущности и существования божественного, Гильом не выходил за
пределы их учения в плане различия сотворенных сущностей и существования. Он ясно
видел, что это различие имеет совсем другую природу, нежели различие материи и формы,
что уже весьма важно. Кроме того, он не воспринимал его только как идеальное различие,
положенное одним лишь разумом, но как реальное, что не менее важно. Однако здесь
кончается согласие с томизмом. Если пойти дальше, то столкнешься с первым отличием: для
Гильома, как и для Маймонида, и их общего учителя Авиценны, существование есть род
акциденции сущности, откуда следует второе фундаментальное отличие: существование
представляется соединенным с сущностью как с «quo est», накладываемым извне на «quod
est», актом которого оно является******. Если Гильома понудить объяснить, что он понимает
под сотворенным «esse», то можно немедленно получить такой ответ: это причастность
божественному «esse». Выражаясь таким образом, Гильом явно отходит от учения Авиценны,
для которого существование вещей есть
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|