|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 331
реться на опыт внутренней жизни, внушительные диалектические построения приводили
Францию в замешательство; и поэтому вовсе не случайно, что последний плод великого
французского творчества XIII века — трактаты Гильома Оверньского — был критическим
размышлением теолога старой школы над только что открытой арабской философией.
Но по крайней мере в этом пункте Гиль-ом уже принадлежит веку Альберта и Фомы. Уже
обнаружились нехристианские физические, психологические, метафизические и этические
доктрины, которые христианские учителя не могли более игнорировать. Впрочем, слишком
многие из них знали эти доктрины слабо или не знали совсем, что не мешало им обсуждать
их, и это ставило учителей в смешное положение — причем не только этих учителей, но и
само христианство. Такого Гильом им не прощает. Когда он говорит об этом, он может быть
столь же грубым, каким вскоре станет Альберт Великий, но вообще-то Гильом избегает
грубостей. «Вот мой совет: в области философии всегда имей дело только с философами и
избегай споров, конфликтов и пререканий с несведущими людьми, не заботясь об их
мнении, потому что оно напоминает фантазии или бред». Этот теолог ясно увидел, что
невозможно действенно бороться с идеями, которых ты не знаешь, и что философию можно
победить только философией — именно так и будут поступать после него Альберт и Фома
Аквинский.
Гильом обнаружил верное понимание ценностей. Божественный волюнтаризм Ге-бироля
заставил его несколько преувеличить фигуру этого философа, зато он ясно разглядел
значение Авиценны и огромный интерес, который представляло его различение сущности и
существования для христианского теолога. Термин «бытие» («esse») имеет два значения.
Прежде всего он обозначает сущность (essence), или субстанцию, взятую саму по себе и
очищенную от своих акциденций: «substantia rei et ejus esse et ejus
quidditas»*, — то есть бытие, которое задается дефиницией и которое она объясняет,
определяя, что такое сущность. Но когда этот термин употребляют по отношению к
некоторой вещи, он соответствует глаголу «есть». Взятое во втором значении, esse не только
не обозначает сущность, которую выражает дефиниция, но совершенно ей чуждо. Однако у
этого правила есть одно исключение — Бог. В экзистенциальном смысле «esse не входит в
дефиницию чего-либо сущего. Если представить себе какое-нибудь сущее вообще —
человека, осла или все что угодно, — его можно так или иначе постичь, даже если оно не
существует. Единственное исключение составляет Тот, существование Которого сказывает о
Его сущности; ибо Его сущность невозможно постичь без Его существования, ибо она и ее
существование суть абсолютно одно и то же». Таким образом, Гильом решительно вступает
на путь различения сущности и существования, начало которому было положено аль-
Фараби и Авиценной, а завершение произошло в метафизике св. Фомы Аквинского.
На этом принципе основываются доказательства существования Бога в трактате Гильома «О
Троице» (или «О первоначале»). Всякая вещь такова, что ее сущность либо включает, либо не
включает существования. Следовательно, всякая вещь существует сама по себе или через
другое сущее. Непостижимо, чтобы были только вещи, существующие благодаря другому
сущему, ибо всякая вещь как таковая имеет причину своего существования, которая должна
быть либо через самое себя, либо иметь некую причину, и так далее до бесконечности. Итак,
можно выдвинуть только три гипотезы: или допустить, что ряд вещей, существующих через
другое, по сути бесконечен, что непостижимо для разума, как сама бесконечность, и к тому
же ничего не объясняет, ибо бытие вещей, существующих благодаря другому, есть как раз то,
что нужно объяснить; или допустить круговой ряд сущих, являющихся причинами друг
друга, что абсурдно, по-
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|