|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 323
объединяясь с философией, от чего грамматика могла лишь понести ущерб: она не обладала
естественной пропедевтикой теологии св. отцов, тогда как естественной пропедевтикой
новых теологических учений стала логика. Почему латинская культура пережила падение
Римской империи?
Потому что благодаря Церкви она сохранила в целости древнеримскую христианскую
теологию — теологию Амвросия, Киприа-на, Августина и Григория Великого. Напротив, как
только теология начала искать свою методику в логике, диалектическая философия
Аристотеля естественным образом заменила грамматику в школах Запада.
Университетские регламенты XIII века позволяют проследить основные этапы этой
перемены. Грамматика как таковая начала раздваиваться: одна ее часть была
подготовительной ступенью к учебе в универсистете и соответствовала «детскому
воспитанию» («institutio puerilis») древнеримских воспитателей; другая часть,
преподававшаяся уже в университете, представляла собой грамматику «логиков, обучающих
свободным искусствам», как было сказано в 1229 г. в одном из писем из Тулузского
университета. В том же году этот университет устанавливает жалованье магистрам искусств
— 20 марок в год, а простым грамматикам — 10 марок. Словно отправленные в
университетскую прихожую вместе со своим предметом, эти учителя чувствовали, что и
грамматика, преподаваемая логиками, тоже отброшена на задний план основных учебных
программ. Утвержденный в начале 1252 г. устав «Английской нации» Парижского
университета предусматривал 4-летний срок обучения на факультете искусств. Программа
включала семь произведений Аристотеля и «Книгу о шести началах» («Liber sex
prineipiorum») приписываемую Гильберту Порре-танскому**. Присциан был представлен
одной «Грамматикой» из восьми; не был упомянут ни один классический автор. Устав
факультета искусств, датированный 19 марта 1255 г., предписывал изучение практически всех
трудов Аристотеля: по логике, этике, физике, метафизике, «О животных»***, «О небе и о
земле», «О душе», «О возникновении и порче»,«О чувствах и чувственно воспринимаемом»,
«О сне и бодрствовании», «О памяти и воспоминании». К этому добавлялись сочинения
«Книга о шести началах», «Книга о причинах», «О седмицах» («De hebdomadibus») Боэция, а
также «Книга о различии духа и души», приписываемая Костя бен
309
3. Изгнание изящной словесности
Лука (Констабулину). Этому бурному натиску философии грамматика могла
противопоставить только Присциана. Как легко увидеть в регламентах Тулузского
университета 1309 г., согласно которым четыре учебных года проходили по той же
программе, от Присциана поспешно избавлялись уже на первом курсе («Priscianus minor»)*,
уделяя ему всего один час, причем не каждый день. В этих программах вообще не нашлось
места для изучения классиков: оно заканчивалось до поступления в университет.
Есть свидетели этого состояния вещей. В самом Парижском университете изящная
словесность нашла своего защитника в лице Жана (Иоанна) де Гарланда. Он родился ок. 1195
г. в Англии, в 1210—1213 гг. был учеником Иоанна Лондонского, приблизительно в 1220 г.
поселился в Париже, возможно на улице Гарланд, название которой, как иногда думают,
взял себе в качестве имени. Как и во времена Алкуина, поддержать погибающую во Франции
грамматику приехал англичанин; но, в отличие от Алкуина, Жан де Гарланд никогда не
печалился о разлуке с отечеством. «Англия — моя мать, а Франция —
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|