|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 320
объясняет грамматику с помощью всех доступных средств. Так, он приводит много
конструкций, не объясняя причин их построения («unde constructiones multas dicit, quarum
tamen causas non assignat») и опираясь только на авторитет древних грамматиков. Вследствие
этого он не учит («non docet»), ибо учит только тот, кто указывает на причины того, о чем они
говорят» (Л. Дж. Петоу).
То было не просто изменение, то была революция. Так как целью грамматики является
правильное пользование языком, она основывается на языковой практике, а следовательно,
на авторитете. Отказываться в грамматике от принципа авторитета, чтобы заменить его
демонстрацией правил с указанием их причин, означает превращать это искусство в науку,
отличную от других, в том числе и от логики. Как только этот принцип был сформулирован,
из него следовали всё новые и новые выводы. Вначале появились два грамматика, в трудах
которых отчетливо прослеживается влияние этого нового духа,— Александр из Вильдье со
своим «Теоретическим курсом» («Doctrinale») и Эв-рард из Бетюна, автор книги
«Подражание грекам» («Graecismus»). Их ожидал громкий
Глава VII. Греч, и араб, влияния в XIII в. и основание университетов
306
успех. Присциан и Донат оставались в программе факультета искусств до XIV века, а
«Doctrinale» и «Graecismus» были введены в нее в 1366 г. По сочинениям этих грамматиков в
Девентере* у «Братьев по совместной жизни» будет учить латынь юный Эразм. Следующий
шаг в этом направлении привел к сочинению трактатов, которые были уже не только
работами по объяснительной грамматике, но изложениями науки о языке, рационально
сформулированной и построенной априори. Эту науку обычно называют логикой языка
(нем. Sprachlogik), но одно из сочинений, в котором она излагается, носит, возможно, лучшее
название — «Спекулятивная грамматика» («Grammatica speculativa»).
В обычном и традиционном смысле объектом грамматики является соответствие речи
определенным правилам. Знать грамматику того или иного языка — значит знать правила,
позволяющие без ошибок говорить на этом языке. Сколько языков — столько и относящихся
к ним грамматик. Однако авторы грамматики XIII века заметили, что всякая грамматика
ставит два рода проблем: одни относятся к каждому конкретному языку (древнееврейскому,
греческому, латинскому, арабскому и т. д.), другие являются общими для всех языков,
поскольку, вопреки всем их различиям, они выполняют одну и ту же функцию — выражают
с помощью слов содержание одного-единственного общечеловеческого ума. Структура
разума навязывает языку определенные способы выражения, обозначения (modi significandi),
которые должны соблюдаться во всех языках, несмотря на особенности каждого. Объектом
спекулятивной грамматики как раз и является изучение этих универсальных правил, на базе
которых строится речевое выражение любой человеческой мысли, модальности и оттенки
значений, передаваемые с помощью слов.
Понимаемая таким образом грамматика может быть только универсальной. Роджер Бэкон
решительно сказал: «Грамматика сущностно одна и та же во всех языках, хотя и подвержена
случайным вариациям» («Grammatica
una et eadem est secundum substantiam in omnibus linguis, licet accidentaliter varietur»).
Анонимный автор XIII века высказывается в том же духе: «Тот, кто знает грамматику одного
языка, знает и грамматику другого в том, что касается самого существенного в грамматике
вообще. Тот факт, что он не может ни говорить на этом языке, ни понимать
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|