|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 317
Такова была доктрина трактата «Об ораторе» («De oratore»), таков был и смысл книги
Марциана Капеллы «О браке Меркурия и Филологии» («De nuptiis Mercurii et Philologiae»).
Меркурий символизировал в ней красноречие, Филология — любовь к разуму; семь
свободных искусств — это подруги невесты, присутствующие на свадьбе. Если Меркурий и
Филология, красноречие и муд-
303
3. Изгнание изящной словесности
рость, разводятся, то оба обрекают себя на бесплодие, потому что Меркурий больше ничего
не может сказать, а Филология не умеет говорить. Отсюда Иоанн Солсберийский делает
вывод: «Sicut enim eloquentia, non modo temeraria est, sed etiam caeca, quam ratio non illustrat,
sic et sapientia, quae usu verbi non proficit, non modo debilis est, sed quodam modo manca»*.
«Doctus orator»** Цицерон, таким образом, сохраняет все свои права, и, следовательно,
можно констатировать, что в XII веке говорить об образовании значило также говорить об
изучении словесности. Где-то в промежутке между 1164иП78гт. папа Александр III пишет
точно в таком же духе: «Parisius se moram habiturum disposuit, et ibi studio litteraram ad
praesens vacare; quicumque viri idonei et litterari voluerint regere studia litteraram....; litteratura
ac probitas ac moram honestas»* * *. Казалось, ничто не угрожает латинской классической
культуре Цицерона, Квинтилиана и св. Августина. Иоанн Солсберийский борется с врагами
любой культуры. Он жалуется также на чрезмерное увлечение логикой, однако так
называемая схоластическая теология еще не начала наступление на парижские школы.
К началу XIII века ситуация сильно меняется. По мере того как на латынь переводится все
больше произведений Аристотеля, а преподаватели логики все шире включают их в свои
учебные курсы, все меньше времени остается для «грамматики» и изучения классиков, а
также, впрочем, для математики и Других свободных искусств. Появляется культура нового
типа, основанная на минимуме грамматики, необходимом для пользования сугубо
школьной латынью. Эту культуру формирует изучение логики и философии Аристотеля, а
увенчивает изучение теологии, методика которого исходит опять же из этой логики и
философии. Безусловно, ни прежнее знание, ни изучение словесности в XIII веке полностью
не исчезли, но их как бы заглушили схоластические философия и теология. По этому поводу
доносятся протесты, но они не находят отклика. Энергичнее других протестовал Роджер
Бэкон****. Этот профессор первым откомментировал научные труды Аристотеля, и в его
намерения заведомо не входило отвергать их изучение, совсем наоборот; но в своем
«Большом сочинении» («Opus majus») он настойчиво требует, чтобы при этом не
пренебрегали другими частями «тривия» и «квадривия». Бэкон настаивает на
необходимости изучать грамматику и языки хотя бы для того, чтобы обрести возможность
читать в подлиннике священных и языческих авторов. Необходимо преподавать
древнееврейский, греческий, арабский и латинский языки; в этом отношении Роберт
Гроссетест*****, Герард Кремон-ский, Михаил Скот, Герман Немецкий****** являются
примерами, которым следует подражать. Латиняне, его современники, должны были бы
взять за образец св. Иеронима. Незнание языков закрывает им доступ к изучению как
древних, так и современных авторов. То же самое можно сказать и о математике:
«Пренебрежение этой отраслью знаний на протяжении тридцати или сорока лет [то есть
приблизительно с 1230 г.] разрушило всю систему обучения у латинян». Они хотели
ограничиться логикой, но та — только преамбула к философии, тогда как математика и
естественные науки суть части философии. Однако мы видим, что общество восхищается
познаниями людей, подобных Альберту Великому,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|