|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 316
против язычников» («Summa contra gentiles»), — которые не были бы непосредственным
результатом его преподавательской деятельности или явно задуманы в целях обучения.
Фундаментальные творения св. Бонавентуры, Дунса Скота и Уильяма Оккама представляют
собой их комментарии к «Книге Сентенций» Петра Ломбардского. Это верно не только для
представителей ортодоксальной мысли, но и для аверроистов, таких как Сигер Брабантский
или Жан Жан-денский. Поэтому вполне правомерно отождествлять — как мы и делали с
самого начала — средневековую философию с философией схоластической, если понимать
последнее слово в его буквальном смысле— «учебная», «школьная». Величественный
монумент, в котором средневековая философия достигла полного самосознания и нашла
свое совершенное выражение,—«Сумма теологии» св. Фомы Аквинского. Это сочинение
является полным и систематизированным собранием всех истин естественной и
сверхъестественной теологии, расположенных в логическом порядке, сопровождаемых
краткими доказательствами и описаниями самых опасных противоречащих им заблуждений
с опровержением каждого из них — и все это было предназначено для начинающих изучать
теологию. «Сумма теологии» св. Фомы и «Комментарии к Сентенциям» св. Бонавентуры,
которые обладают своим особенным порядком и собственной красотой, — прекрасные
примеры того, сколько плодотворных достоинств извлекает из преподавания мысль самого
учителя.
ЛИТЕРАТУРА
Denifle H. Die Universitaten des Mittelalters bis 1400. Berlin, 1885; Rashdall H. The Universities of
Europe in the Middle Ages. Oxford, 1895, vol. 1—3; Luchaire A. L'universite de Paris sous
Philippe-Auguste. P., 1899; Denifle H., Chatelain E. Chartularium Universitatis Parisiensis. P.,
1889—1897, vol. 1—3; idem. Auctuarium Chartularii Universitatis
Parisiensis. P., 1894—1897, vol. 1—4; Glorieux P. Repertoire des maitres en theologie de Paris au
ХШе siecle. P., 1933—1934, vol. 1—2 (в первом томе, p. 11—26: Introduction generale sur
l'organisation de Г Universite de Paris); Doucet M. Maitres franciscains de Paris // Archivium
franciscanum historicum, v. 26; Bouyges M. Connaissons-nous le Mauricius Hyspanicus; interdit
par Robert de Courcon en 1215? // Revue d'histoire ecclesiastique, 1933, v. 29, p. 637—658; D'Irsay
Stephen. Histoire des Universites francaises et etrangeres, des origines a nos jours. P., 1933—1935,
vol. 1—2; Grabmann M. I divieti ecclesiastici di Aristotele sotto Innocenzo e Gregorio IX. Roma,
1941.
3. ИЗГНАНИЕ
ИЗЯЩНОЙ СЛОВЕСНОСТИ
Римская традиция «красноречия» («eloquentia») не слишком заметно, но непрерывно
продолжалась со времени прибытия во Францию Алкуина и до конца XII века.
«Металогикон» Иоанна Солсберийского начинается с отстаивания прав красноречия,
которое, если бы оно получило эти права, привело бы к победе в школах XIII столетия
цицероновского идеала. Возражая корни-фициям*, которые видели в красноречии лишь
природное дарование, Иоанн Солсбе-рийский утверждал, что это дарование должно
развиваться с помощью образования и прежде всего питаться мудростью. Без мудрости
(«sapientia») нет красноречия («eloquentia»), ибо последнее рождается от брачного союза
разума и слова: «dulcis et fructuosa conjugatio rationis et verbi»**.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|