|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 314
различия в деталях их личных взглядов и индивидуальных характеров, все они согласны с
Иннокентием III в желании видеть Париж интеллектуальным центром христианского мира.
«Наука парижских школ, — пишет Александр IV в 1255 г., — это для святой Церкви словно
древо жизни в земном раю, словно сияющий светильник в доме Господнем. Как плодовитая
мать знания она заставляет, чтобы из родников учения о спасении текли реки, которые
орошают бесплодный лик земли, она повсюду несет радость в Дом Божий и разделяет воды
науки, текущие в наполненные людьми места, чтобы напоить души, жаждущие
праведности.... В Париже человеческий род, изуродованный слепотой и изначальным
невежеством, вновь обретает зрение и красоту через познание истинного света, который
излучает божественная наука». Почему Иннокентий IV настаивал в 1245 г. на том, чтобы
цистерцианцы учредили и развивали научный и учебный центр при Парижском
университете? Потому что «Париж—это горнило, где выплавляется золото, где сооружена
башня Давида, окруженная крепостными стенами, откуда выходит не только тысяча щитов,
но почти все оружие верующих, ибо мы видим, как оттуда непрерывно отправляются
сильнейшие из сильных, вооруженные мечами, и люди, сведущие в военном искусстве, чтобы
пройти по всей земле». Именно поэтому, официально утвердив преимущества этого города
книг и наук, этого «Кирьят Сефер»**, Николай IV в 1292 г. предоставит преподавателям
Парижского университета привилегию учить в любом месте, не сдавая нового экзамена.
Оксфордский университет, основанный, возможно, в результате случайного указа, имевшего
политический характер и появившегося в связи с ежегодным оттоком студентов-англичан в
Париж, не знал ни преимуществ, ни стеснений этой золотой клетки. Все прославившие его
учителя были воспитаны в условиях старой августинистской дисциплины, которая к
традиционализму в области теологии охотно добавляла привкус платонизма, математики и
позитивных наук в области философии. Кроме того, относительная изолированность
крупного английского учебного центра и тот факт, что папы не особенно им интересовались,
уберегли Оксфорд от немедленного вторжения томистского аристотелизма и философского
конформизма, воздействие которых было столь глубоко в парижских университетских
кругах. Так преподавание в Оксфорде сохранило свои характерные особенности. Его
деятельность оказалась весьма плодотворной в определенном направлении, которое было
почти исключительно его приоритетом. Тогда как философская мысль в Париже, безусловно
диалектическая и аристотелевская, на какое-то время утонула в диалектике, английская
философская мысль стремилась поставить на службу религии математику и физику — в том
виде, в каком их недавно представили арабские ученые.
Обучение в Оксфорде всегда сохраняло свой специфический характер. Религиозные
интересы здесь были не менее живыми, чем в Париже, но способ подчинения наук теологии
остался более свободным и гибким и менее утилитаристским. Аристотелем здесь
восхищались так же пламенно, как в Париже, но его преобладание выражалось в других
формах: в то время как Париж, развива
301
2. Основание университетов
диалектическую традицию XII века, использовал прежде всего логические структуры и
концептуальную систематизацию, допускаете метафизическими принципами учения,
Оксфорд проявлял особенный интерес к эмпирическому элементу аристотелизма и
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|