|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 308
представителем которого был св. Бонавентура. Эта школа продолжала традицию теологов
XII века и еще более углубленно изучала труды св. Августина. Однако в ту эпоху страх перед
пантеизмом был так велик, что даже ав-густинисты в своем учении предоставили права
гражданства аристотелевским поняти-
295
1. Греческое и арабское влияниям, которые давали возможность провести более строгое
разграничение между Богом и человеком. Шаг вперед в направлении аристотелизма был
сделан доминиканской школой, самый крупный представитель которой — св. Фома. Здесь
Аристотеля приняли не по необходимости и не в качестве только терпимого автора: его идеи
находятся в сердцевине учения, и в нем нет ни одной части, где бы они не присутствовали в
более или менее явном виде. На этот раз аверроистский натурализм был побежден самим
аристоте-лизмом, на подлинное истолкование которого он претендовал. Удивительный
успех томизма обусловлен прежде всего тем, что он сумел извлечь из хаоса новых идей
специфическое лекарство от опасностей, которые они несли в себе. Но была еще третья
школа, которая не испытывала подобных сомнений и не замечала никакой опасности: это
школа аверроистов, наиболее типичным представителем которой является Сигер Бра-
бантский. Учение Аристотеля в интерпретации Аверроэса он считал окончательной
истиной. Само собой получалось, что, принимая аверроизм в его буквальном смысле, эти
философы решительно ставили себя вне развития теологии и открыто отказывались
согласовывать свою философию с религией. Наконец, мы видим, что в ту же самую эпоху
появляется четвертое философское направление, оригинальность и значительность которого
нередко игнорируются: задолго до Возрождения оно ориентировалось на науки о природе.
Сторонники этой философии, главный представитель которых — Роджер Бэкон, тоже не
избежали влияния арабов, но в данном случае оно касалось не столько метафизики, сколько
физики, медицины и астрономии. Благодаря им Оксфорд стал пылающим очагом как
традиционно ав-густинистских, так и научных умозрений; его решающее влияние на
метафизику обнаружится в следующее столетие, и он действительно явится отправной
точкой философии опыта.
ЛИТЕРАТУРА
О латинских переводах произведений арабских и греческих авторов: Geyer В. Die patristische
und scholastische Philosophie. Bonn, 1924, S. 342— 351; Wulf M. de. Histoire de la philosophie
medievale. Louvain, 1924—1925, vol. 1—2; v. 1, p. 64—67; v. 2, p. 25—88 (эти превосходные
страницы дополнены обширной библиографией: р. 54—58); Bedoret H. Les premieres
traductions toledanes de philosophie. (Euvres d' Alfarabi // Revue neoscolastique de philosophie,
1938, v. 41, p. 80— 97; Les premieres versions toledanes de philosophie. (Euvres d'Avicenne // Ibid.,
p. 374—400; L'auteur et le traducteur du Liber de Causis // Ibid., p. 519—
533.
Гундиссалин и влияние Авиценны: De processione mundi // Pelayo Menendez. Historia de los
heterodoxos Espanoles. Madrid, 1880, v. 1, p. 691—711; Correns P. Die dem Boethius falschlich
zugeschriebene Abhandlung des Dominicus Gundissalinus «De Unitate». Miinster, 1891; Billow G.
Des Dominicus Gundisalvi Schrift von der Unsterblichkeit der Seele, nebst einem Anhang,
enthaltend die Abhandlung des Wilhelm von Paris (Auvergne) «De immortalitate animae».
Miinster, 1897; BaurL. Dominicus Gundissalinus «De divisione philosophiae», herausgegeben und
philosophie-geschichtlich untersucht. Nebst einer Geschichte der philosophischen Einleitung bis
zum Ende der Scholastik. Miinster, 1903; фрагменты трактата
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|