|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 306
цл Парижа объединились в одно заведете, признанное королем Филиппом Августом и
папой Иннокентием III; его устав утвердил в 1215 г. папский легат Ребер де Курсов. Так был
создан Парижский университет (Universitas magistrorum et scholarium parisiis studientium*) —
самый старый и самый знаменитый из больших средневековых университетов. Там в первые
же годы его деятельности появились переводы Аристотеля и его арабских комментаторов.
Вскоре в Париже прочитали и откомментировали перевод «Метафизики», выполненный
непосредственно с греческого языка и поступивший из Константинополя. Знаменитые
учителя, преподававшие тогда в Париже, такие, как Гильом Оксеррский (ум. ок. 1237) и
Филипп Гревский (ум. в 1236)**, отнюдь не пребывали в неведении относительно
накатывавшейся волны новых идей. Гильом Оверньский (ум. в 1249)*** признавал
достоинства физики Аристотеля для объяснения подлунного мира, знал Ибн Гебироля и
восхищался им, но критиковал многие пункты учения Авиценны. В последующие годы до
Парижа во все большем количестве доходили произведения Аверроэса. Роджер Бэкон и
Альберт Великий стали цитировать его в 1240— 1250-е гг., еще не осознавая истинного
смысла его учения и вследствие этого не понимая новой опасности, которая в нем таилась.
Но Альберт вскоре заметил ее, и почти в то же самое время (ок. 1250) св. Бонавентура сумел
ей противостоять. Тогда начиналась великая эпоха схоластической теологии и философии.
Она совпала с усилиями христианских мыслителей направить поток греческой и арабской
философии в правильное русло или поставить перед ним заслон.
Прежде всего следует отдельно рассмотреть и разъяснить позицию церковных властей. Хотя
ее историческое значение велико, а в ту эпоху она в весьма большой степени определяла
состояние умов в Парижском университете, ее влияние со всей очевидностью было
значительно меньшим в плане чисто философского умозрения, нежели в
плане вероучительнои осмотрительности и церковной дисциплины. С целью выиграть
время для оценки массы новых концепций церковные власти начали с запретов. В 1210 г.
Парижский провинциальный собор, проходивший под председательством архиепископа
Санса Петра из Корбейля, запретил под страхом отлучения от Церкви распространять в
общественном и частном порядке естественную философию Аристотеля и комментарии к
ней. Устав Парижского университета, утвержденный Робером де Курсовом в 1215 г. по-
прежнему разрешал изучение «Органона» Аристотеля, который преподавали издавна, но
были запрещены «Метафизика», все книги по физике и естественным наукам (в том числе
сокращенные версии), а также учения Давида Динанского, Амальрика Венского и некоего
Мауриция (Маврикия) Испанского, личность которого не установлена: «Non legantur libri
Aristotelis de metaphysica et naturali historia, nee summa de iisdem, aut de doctrina Magistri
David de Dinant aut Amaurici haeretici, aut Mauritii Hispani»****. Любопытно, что этот
документ, равно как и многие другие, относящиеся к той эпохе, ставили творения
Аристотеля рядом с сочинениями двух известных еретиков, как будто он разделял их
пантеизм, похожий на тот, что приписывали арабам.
В то время как преподавание Аристотеля в Париже было запрещено, он оставался
разрешенным в Тулузе, и учителя этого города не преминули не только воспользоваться
этой свободой, но даже сделать себе из нее рекламу. Однако было невозможно избежать
сопоставления уже известных доктрин Аристотеля с новыми учениями, которые
приписывались ему же, а такое сопоставление не могло не вызвать подозрений. Как
разрешить теорию абстрагирования, так ясно изложенную каким-то Абеляром и каким-то
Иоанном Солсберийским, которых подозревали в пантеизме?***** Добавим к этому, что
физика Аристотеля, даже фальсифицированная с помощью неоплатонизма, давала для
объяснения природы набор столь гибких и
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|