|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 303
Амальрик Венский (Шартрский диоцез) (ум. 1206 или 1207) — преподаватель логики и
теологии в Париже. Еще при жизни он был обвинен в обучении опасным доктринам, но
первое известное нам официальное осуждение его учения относится к 1210 г. Тогда
существовала группа «амальриканцев» («amauriciani»), учение которых стало объектом
церковной цензуры. Амальрик, следуя толкованиям Генриха из Сузы (Ostiensis)*, якобы
учил, что Бог—это всё (dixit quod Deus erat omnia). Такое утверждение вполне
правдоподобно, если вспомнить о возрождении в ту эпоху влияния Эриугены или просто
формулу Дионисия: Бог есть «esse omnium»**. Если вслед за св. Бернардом это понимать в
смысле «esse causale»***, то в этом нет ничего плохого; если же понимать в том смысле, что
Бог — это по существу то же самое, что вещи, тогда речь идет о чистом пантеизме. Мы не
знаем, как это понимал Амальрик, но он был обвинен в том, что его понимание
соответствовало пониманию Эриугены, который, в свою очередь, подвергся обвинению в
понимании указанной формулы во втором смысле. И в самом деле, приписываемые ему
аргументы очень похожи на
аргументы «диалектиков» XII века, рассуждавших о догматах с помощью силлогизмов и
поражавшихся следствиям, которые можно было в этом случае из них вывести. Св. Павел
сказал: «Да будет Бог всё во всем»****; рассуждаем так: Бог неизменен, значит, Он уже таков,
каким будет; значит, Он уже есть всё. Св. Иоанн сказал о Боге: «В Нем была жизнь»*****;
рассуждаем так: все, что есть в Боге, есть Бог; но все, что Бог сотворил, — это жизнь в Нем,
следовательно, Бог есть все, что живет. Применяя это заключение к теме «единства» («de
unitate»), амальриканец по имени Бернар рассуждал так: всё едино, так как всё сущее есть
Бог; следовательно, поскольку я есмь, меня не могут ни сжечь, ни пытать, ибо, так как я есмь,
я есмь Бог. Нам крайне затруднительно раскрыть истинные мысли Амальрика,
скрывающиеся за рассуждениями подобных учеников и даже за рассуждениями,
приписываемыми ему самому. Сталкиваемся ли мы здесь с метафизичес-ко-
диалектическими парадоксами или со словесными крайностями, которые невозможно
принять, не соглашаясь хоть в какой-то степени с их смыслом? Или нужно допустить, что
Амальрик в самом деле отождествлял Бога с тварью? Эти вопросы остаются без ответа. Тот
факт, что он, по всей вероятности, принял учение Эриугены о те-офаниях и отнял у нас
возможность блаженного зрения, никак не свидетельствует, что Амальрик был пантеистом, в
чем его обвиняли; ибо мы не знаем, как он толковал Эриугену, и у нас есть основания не
доверять ему, когда мы узнаём о его толкованиях св. Иоанна и св. Павла. Единственные
очевидные факты — это то, что его формулировки были осуждены как ложные и что
знакомство с ними было опасно в то время, когда, воспринятые катарами, или
альбигойцами, они почти что дошли до толпы. Интересно отметить, что уже в 1225 г. Аль-
берик из Труа-Фонтене попытался в своей «Хронике» освободить Эриугену от всякой
ответственности за подобное развитие событий: «Он подвергся осуждению по вине но-
291
1. Греческое и арабское влияни
вых альбигойцев и лживых теологов, которые, превратно толкуя его формулировки,
высказанные когда-то в правильном смысле и в простоте душевной принятые древними,
постоянно их искажали и находили в них источник ересей». Быть может, Эриугена и
заслуживал осуждения, однако совсем за другие утверждения, нежели те, которые были
осуждены в 1210 г.
Другим свидетельством смятения умов в ту эпоху является творчество Давида Динан-ского,
автора сочинения «Об отрезках, или о делениях» («De tomis, id est de divisio-nibus»)*;
возможно, это то же самое сочинение, что и «Четверки» («Quaternuli»),
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|