|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 294
положение, откуда благодаря своему интеллекту он может подниматься от одной формы к
другой вплоть до самой творческой Воли. Чтобы вести к ней мысль, чувственно
воспринимаемые формы не делают ничего иного, кроме как пробуждают в ней
умопостигаемые формы, которыми она наполнена и которые для своего развития ожидают
лишь этого пробуждения. «Чувственно воспринимаемые формы—для Души то же самое,
что написанная книга для читателя». Окончательные следствия из этой формулировки,
блестящее развитие которой мы встретим у Гильома Оверьнского, св. Бонавентуры и
Раймунда Луллия, выведет Раймунд Себундский**, которого переведет
Монтень. Таким образом, Гебироль дал жизнь космологии, космогонии и поэтике***,
оказавшим значительное влияние на христианскую мысль, тем более что везде, где она
содержала элементы платонизма, она предоставляла возможность для различных
комбинаций с учением св. Августина. Хотя не без оснований высказывалось мнение, что
подлинный источник учения о множественности форм находится в самом творчестве
Гебироля (Ж. Герн), все-таки правомерно рассматривать его как составной элемент того, что
обычно называют «средневековым августинизмом» или, если угодно, «августи-новским
комплексом».
У еврейского философского умозрения в XII веке было еще немало представителей, которые
сами по себе заслуживают изучения, но которые не оказали прямого воздействия на
христианскую схоластику. Тем не менее необходимо указать, что в их произведениях
разработана целая серия доказательств существования Бога. Ибн Пакуда доказывает это
положение исходя из сложности мира; Ибн Цаддик из Кордовы (1080—1149) в своем
«Микрокосме» утверждает существование Бога, ссылаясь на случайный характер мира; Ибн
Дауд из Толедо (1110—1180) доказывает его, опираясь на необходимость перводвигателя и на
различие между возможным и необходимым. Против всего этого движения, стремившегося
дать рационалистическую интерпретацию религиозной традиции, не замедлила выступить
теологическая и националистическая реакция. Ее вдохновителем был Иегуда Галеви (1085—
ок. 1141). В своей знаменитой книге «Коза-ри» он выступил с чисто еврейской апологетикой,
насколько возможно лишенной всякой философии. Он верует не в Бога ученых и философов,
но в Бога Авраама, Исаака и Иакова, который освободил детей Израилевых из Египта и дал
им во владение землю Ханаанскую. Это реакционное поползновение часто напоминает
подобные же устремления аль-Газали у арабов, но Галеви не только теолог, но и яркий
представитель эк-
Часть 17.
Глава VI. Восточные философские направлени
282
зальтированного национализма и традиционализма. Не удовлетворившись прославлением
Израиля, он, пожелав умереть на земле своих предков, покинул Испанию, был вынужден из-
за неблагоприятного ветра пристать в Египте, ушел из Каира вопреки всем усилиям
соотечественников удержать его, побывал в Дамиетте, Тире и Дамаске. Здесь его следы
теряются, но легенда гласит, что он был убит арабом у самых врат Иерусалима, когда
распевал свой гимн Сиону. Впрочем, подобные реакционеры не могли ни остановить, ни
даже замедлить развитие еврейской философии: напротив, в XII веке она достигла своей
кульминации в творчестве Моисея (Моше) Маймонида*.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|