|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 289
В центре Вселенной находятся четыре элемента, причиной которых является самое быстрое
движение — движение сферы неподвижных звезд. Физика объясняет, каким образом
качества этих элементов и движения небесных сфер порождают растения и животных.
Формы этих существ
277
1. Арабская философи
задаются деятельной интеллигенцией или действующим интеллектом, упорядочивающим
первоматерию, лишенную всякой формы. Быть может, кто-нибудь спросит, почему эти
формы должны существовать в материи, если они уже существуют в деятельной
интеллигенции? Безусловно, они в ней существуют, причем в более возвышенном состоянии,
нежели в материи, однако сколь бы более низкой ни была материя, существование этих
форм в ней есть второе существование, которое добавляется к первому и является лучшим,
чем ничто.
Таково положение человека, душа которого является одной из этих форм; сознание
собственной недостаточности обращает человека к его причине, дабы соединиться с нею
через познание и желание. Описание мира Аверроэсом достаточно для того, чтобы показать,
что действующий интеллект является на самом деле отдельной умопостигаемой
субстанцией, то есть деятельной интеллигенцией, одной и той же для всех людей. В
индивидуальных душах она производит умопостигаемое знание подобно тому, как Солнце
своим светом вызывает в глазах картины. Таким образом, в этом пункте Аверроэс согласен с
Авиценной, но он опережает его в другом. Авиценна приписывал индивиду по крайней мере
возможный ум, сопротивляющееся ядро личности, способной пережить смерть. Аверроэс
оставляет индивиду только пассивный интеллект (intellectus passivus), который подвергнется
критике схоластов, — простое «предрасположение» воспринимать умопостигаемые вещи,
которого одного недостаточно для их восприятия. Всецело телесное, это предрасположение
исчезает вместе с телом. Чтобы знание стало возможным, этот пассивный интеллект должен
быть просвещен интеллектом действующим; при контакте этих Двух интеллектов
происходит их соединение, которое представляет собой материальный интеллект (intellectus
materialis). Такое наименование может ввести в заблуждение относительно природы того,
благодаря чему он
действует, ибо этот интеллект ни в коем случае не телесен, материя имеется у него только как
потенциальность. Схоласты это хорошо поняли и поэтому говорили, что, согласно
Аверроэсу, не только действующий интеллект, но даже возможный интеллект — один для
всех людей. Однако и эта формулировка может привести к ошибочному заключению, будто
Аверроэс превратил возможный интеллект во вторую отдельную субстанцию, отличную от
действующего интеллекта. Это не совсем так. Аверроэс полагал, что контакт действующего
интеллекта с пассивным интеллектом индивида порождает восприимчивость к
умопостигаемому (пассивный интеллект), которая есть не что иное, как сам действующий
интеллект, индивидуализирующийся в душе, как свет в теле. Вот почему этот интеллект
действительно отдельный: он так же не принадлежит индивиду, как не принадлежит телу
свет, который его просвещает. Следовательно, бессмертие человека не может быть
бессмертием умопостигаемой субстанции, способной сохраниться после смерти тела. Все,
что есть в индивиде вечного или способного стать вечным, с полным правом принадлежит
действующему интеллекту и является бессмертным только благодаря его бессмертию. Не все
латинские философы средних веков будут детально знать это учение, но некоторые его
противники, например св. Фома Аквинский, поймут его лучше, чем многие из историков той
эпохи. Мысль иных вполне
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|