|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 288
ними в зависимости от близости к огню — причине теплоты всего, что горячо. Аналогично в
роде начал должен существовать первичный термин, по отношению к которому измеряется
степень, в какой каждое начало является началом. Значит, имеется абсолютное Первоначало,
желаемая конечная цель всего остального, действующая причина форм и движений всего
остального. Это — неподвижный Перводвигатель, первая отдельная Интеллигенция,
единство которой обеспечивает единство Вселенной и в силу этого само ее бытие. Этому учит
Бог, когда говорит в Коране (сура 21, стих 22): «Если бы были там боги, кроме Аллаха, то
погибли бы они»*.
Пророк дает нам другой полезный совет, когда говорит: «Познай самого себя, и ты познаешь
своего Творца». В самом деле, чтобы узнать, каковы эти интеллигенции по отношению друг к
другу, лучше всего рассмотреть отношение интеллекта к умопостигаемому в человеческом
рассудке. Наш интеллект способен рефлектировать в своем действии над самим собой, и в
этом случае интеллект и умопостигаемое составляют одно. Это тем более верно для
отдельных интеллигенции: каждая из них в равной степени является познанием и тем, что
она познает. Но следствие не может познавать само себя, не познавая свою причину; и
наоборот, если нечто, познавая само себя, познает другое существо помимо самого себя, то
это означает, что оно имеет причину. Таким образом, всякая отдельная интеллигенция
познает одновременно самое себя и свою причину — за исключением первой из всех
причин, которая, не имея причины, познает только самое себя. Поскольку ее сущность
абсолютно совершенна, ее знание о самой себе формирует столь же совершенную мысль;
при этом у нее нет ничего выше нее, что она могла бы познать, и ничего ниже нее, что она
должна была бы познать. Не знать того, что ниже Бога, не является для Него признаком
какой-то ущербности: поскольку познавая самого Себя, Он познает целиком всю
действительность, у Него не может быть такого недостатка, как менее совершенное знание
чего-либо; познавая самого Себя, Он уже познает его более совершенным способом.
Будучи умопостигаемыми субстанциями, обладающими знанием и желанием, эти
двигательные интеллигенции живы и способны к счастью. Так как первая Интеллигенция
живет своей собственной жизнью, она счастлива благодаря своему собственному блаженству.
Другие интеллигенции получают радость и счастье только от нее в той степени, в которой
они познают и, следовательно, в той степени, в которой они обладают бытием. Поскольку
первая Интеллигенция есть Единое, из которого рождаются другие интеллигенции, то она
трансцендентна любой множественности, связанной с движением. Причина существования
двигательной интеллигенции высшей сферы, сферы неподвижных звезд — это Бог. Сама эта
интеллигенция есть в собственном смысле слова двигатель всей Вселенной, и ему подчинены
низшие в иерархическом порядке двигатели. У нас нет надежных знаний об этом порядке, но
можно допустить, что он совпадает с порядком, принятым для сфер в астрономии. От Бога
исходят двигатель сферы неподвижных звезд и двигатель сферы Сатурна; от двигателя сферы
Сатурна исходят душа этой планеты, двигатель сферы Юпитера, а также четыре других
двигателя, сообщающих разнообразные движения, — и так далее вплоть до сферы Луны,
собственный двигатель которой порождает действующий интеллект — единственную
причину познания для всего человеческого рода.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|