|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 282
которого — пророческий дух. Мусульманин должен отдать это почетное место Пророку, а
христианство имело своих претендентов, и Альберт Великий не пренебрег прибегнуть к
«священному интеллекту» Авиценны для объяснения тех исключительных познаний,
которыми они обладали. Благодаря широте взглядов и совершенству философской техники
творчество Авиценны вполне заслуженно оказало в дальнейшем глубокое и длительное
влияние на христианских мыслителей Запада. Не забывая всего того, чем Авиценна обязан
своему предшественнику аль-Фараби, за ним можно признать заслугу успешного соединения
аристотелизма и неоплатонизма, которым воспользовались арабские мыслители, причем без
отступления от принципа согласования этих учений с религией.
Безусловно, некоторые умы тревожились о печальных последствиях, которые может иметь
этот невиданный расцвет рационалистического умозрения. Аль-Газали (ум. ок. 1111)*
пытается предпринять усилия, направленные в противоположную сторону, и обнародует
ряд впоследствии знаменитых сочинений, сами названия которых весьма красноречивы:
«Восстановление религиозных познаний», «Самоопровержение философов». Средневековый
латинский мир не знал ни одного из этих трудов. Но Газали написал еще один трактат —
«Стремления философов», — ограничившись в нем изложением учений аль-Фараби и
Авиценны, которые затем намеревался опровергнуть. Этот трактат был переведен на
латинский, и, поскольку другие не были известны, Газали, к его несчастью, прослыл на
Западе сторонником тех самых положений, против которых он со всей решимостью
выступал. Вследствие этой ошибки теологи XIII века все как один считали «Альгазеля»
просто учеником Авиценны. Подлинный аль-Газали таковым отнюдь не был. Он
исповедовал некую разновидность философского скептицизма, с помощью которого
пытался принести пользу религии. Он начинал с изложения философских учений и
тенденций только для того, чтобы затем более надежно их изничтожить. Его великим
противником был Аристотель — князь философов, но нападки на него со стороны аль-
Газали часто затрагивали и двух крупнейших исламских толкователей аристотелизма — аль-
Фараби и Авиценну. Впрочем, он сознательно исключал из своей критики все то, что
относилось к чистой науке и проистекало из математических доказательств. Как это часто
случалось в истории
Глава VI. Восточные философские направлени 270
философии, его собственные требования к доказательствам и четкое разграничение науки и
философии позволяли ему разгромить все философские доктрины, которые могли бы
смутить веру. Критика со стороны аль-Газали состояла из двадцати пунктов, относящихся
как к метафизике, так и к физике. Он утверждал, например, следующее: философы
заблуждаются, настаивая на вечности материи; они не могут доказать существование некоего
демиурга и подтвердить, что Бог един и что Он бестелесен; они не могут доказать — исходя
из своих собственных принципов — ни того, что Бог познает вещи вне Себя, ни того, что
человеческая душа независима от тела и бессмертна; они ошибаются, отрицая воскресение
мертвых, существование рая и ада и т. д. Некоторые его критические пассажи действительно
впечатляют. Они показывают, насколько этот враг философов был проникнут философским
духом. Это особенно чувствуется, например, когда с целью доказать, что напрасно некоторые
люди отрицают возможность чуда, аль-Газали делает набросок подлинно философской
критики понятия естественной причины: «Мы вовсе не считаем необходимым, чтобы в
повседневных вещах искали отношение и связь между тем, что считают причиной, и тем, что
считают следствием. Совсем наоборот, это
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|