|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 279
независимо от знания, которое требуется добавить к ней, чтобы она стала либо общей идеей
лошади, либо какой-то конкретной лошадью. Авиценна выразил это формулой, которую
часто приводили в средние века: «Equinitas est equinitas tantum»*. To же самое относится и к
другим сущностям, и множество этих абстрактных реальностей, каждая из которых
навязывает мышлению необходимость воспринять ее специфическое содержание,
представляет собой предмет метафизики.
Этому не следует удивляться. Душа человека не настолько тесно связана с его телом, как
можно предположить, исходя из аристотелевской дефиниции. Верно, что она есть форма
организованного тела, но сущность ее не в этом: форма — одна из ее функций, и отнюдь не
высшая. Я показываю на прохожего и спрашиваю, кто он. Мне отвечают: рабочий. Может
быть, однако, что прохожий не есть рабочий, но человек, выполняющий функции рабочего.
Аналогично сама по себе душа есть духовная субстанция, одна из функций которой
заключается в оживлении организованного тела. «Liber VI Naturalium» посвящена
детальному анализу оживляющих и познавательных функций человеческой души.
Авиценновская классификация способностей души на пять внешних чувств, пять внутренних
чувств, на двигательные и мыслительные способности будет часто упоминаться в
дальнейшем, причем будет и поддерживаться, и подвергаться критике.
267
1. Арабская философи
Именно благодаря Авиценне средневековье узнало учение о единстве деятельной
Интеллигенции, источника интеллектуального познания для всего человеческого рода; это
учение весьма озадачило христиан. Однако в данном отношении Авиценна лишь воспринял
и развил учение аль-Фараби. Действительно, он признавал, что всякой душе свойствен некий
разум, интеллект; он есть способность воспринимать умопостигаемые формы, свободные от
всякой материи, то есть находящиеся в абстрактном состоянии. На первом этапе этот разум
совершенно обнажен и пуст, как ребенок, который может научиться писать, но который еще
не знает, что такое буквы, чернила и перо. На втором этапе этот разум уже обладает
ощущениями и образами, как ребенок, который начал чертить палочки и умеет
пользоваться пером: разум более не пребывает в абсолютной возможности (potentia
absoluta), но уже почти в действии (potentia facilis*, intellectus possibilis) в том смысле, что он
может познавать. На третьем этапе он обращается к отделенному от него действующему
Уму, чтобы воспринять умопостигаемые формы, соответствующие его (разума) чувственным
образам: теперь он — в действии благодаря воспринятому им умопостигаемому (intellectus
adeptus); повторяя это усилие, он приобретает определенную способность, которая
организует для него полученное знание (intellectus in habitu). Таким образом, здесь
обладание знанием — это приобретаемая посредством упражнения способность
воспринимать действующий Ум. Итак, характерная для учения Авиценны эпистемология
сводится к тому, чтобы утвердить для всего человеческого рода один деятельный разум,
оставляя при этом каждому индивиду некоторый возможный интеллект (intellect possible).
Среди рассматриваемых метафизиком умопостигаемых предметов есть один, обладающий
явным преимуществом. О чем бы мы ни мыслили, мы воспринимаем его прежде всего как
«нечто такое, что есть». Быть
человеком—это не то, что быть лошадью или деревом, но во всех трех случаях это значит
быть чем-то. «Бытие» и «нечто» — это первое, что воспринимает разум, или, как еще можно
сказать, бытие сопровождает все наши представления. Однако понятие бытия не
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|