|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 278
авторитет Авиценны и как философа, причем его можно сразу же поместить среди западных
средневековых философов, если только решить вопрос, кто самый крупный философ—
Авиценна или Аверроэс. На самом деле ход мыслей Авиценны был, пожалуй, сложнее, чем
это представлялось на Западе. Он создал «восточную философию» — род спекулятивной
мистики, которая нашла свое выражение также и в некоторых его поэмах, но не достигла
средневекового христианства. Одним из главных произведений Авиценны, оказавших на
западную мысль решающее влияние, был трактат «Аль-Шифа» («Исцеление») —
философская «сумма», или энциклопедия, из 18 томов. Обширные ее части были
переведены на латинский язык и содержали собственную интерпретацию Авиценной
философии Аристотеля. Помимо чисто философских достоинств, это произведение
интересно тем, что вопри-нималось не как комментарий к Аристотелю — каковым на самом
деле и не было, — но как непосредственное изложение философии, в котором учение
Аристотеля удачно переплеталось с неоплатонизмом; прав
I
Глава VI. Восточные философские направлени 266
да, оно не было лишено арабских и еврейских религиозных влияний, в частности в области
метафизики. Переведенные на латынь отдельные части творения Авиценны, которые в
средние века оказали наиболее глубокое влияние на западную мысль, — это «Логика»,
«Философия природы» («Sufficientia», или «Communia naturalium»), «Психология» (Liber VI
Naturalium) и «Метафизика».
Логика Авиценны, как и логика Аристотеля, основывается на фундаментальном различении
первого объекта мышления, который есть конкретный индивид (intentio prima), и его второго
объекта, который есть наше познание реальности (intentio secunda). Универсалии—это
вторая интенции, но Авиценна понимает ее иначе, чем Аристотель. Для него всякое
универсальное понятие определяет некую мыслимую реальность, которая зовется
сущностью, причем каждая сущность отличается от других четко определенными
свойствами. Сущности точно выражают реальность, а мысль об этой реальности их
абстрагирует. Таким образом, логическое познание приобретает физическое и даже
метафизическое значение — не в том смысле, что реальность становится как бы
образованной из общих идей, а в том, что логическая всеобщность универсалий и сама их
предикабельность выражают фундаментальное свойство сущности — быть одной и той же,
каков бы ни был обладающий ею индивид. Относительно порядка сущностей отсюда
следует: все, что можно помыслить отдельно и ясно, действительно отлично от того, отдельно
от чего его мыслят. Этот принцип находит в философии Авиценны многочисленные и
важные применения. Например, душа, соединенная с телом, но не получающая каких-либо
ощущений, исходящих извне или изнутри, еще, по-видимому, способна познавать самое
себя и знать, что она мыслит. Таким образом душа может познавать отдельно от тела и
безотносительно к нему; следовательно, сущность души есть нечто иное, чем сущность тела, и
душа действительно отлична от тела.
Авиценновская Вселенная состоит из сущностей, или природ, которые образуют самый
предмет метафизического познания. Взятая сама по себе, сущность содержит все, что
составляет ее дефиницию, и ничего другого. Всякий индивид является подлинно особенным,
и наука имеет дело с индивидами. Всякая общая идея подлинно универсальна, и логика
имеет дело с универсалиями. Сущность, или природа, безразлична как к особенному, так и к
универсальному. Например «лошадность» — это сущность лошади
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|