|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 277
раньше и умопостигаемым образом соединяются с ними, причем каждая соединяется с себе
подобной; посредством этого союза души с душой страсти прежних умерших насыщаются,
возрастают и безгранично обогащаются. Творчество аль-Фараби, привлекающее энергией
мысли, а часто и силой выражения, заслуживает отдельного изучения. Искаженная
историческая перспектива наносит ему ущерб из-за его соседства с великими системами
арабской философии, приход которых оно само подготовило.
Одним из самых курьезных проявлений мусульманского философского умозрения является
возникновение своего рода франкмасонства, зародившегося в IX веке в Хед-
265
1. Арабская философи
жире, его приверженцев обычно называют «братьями чистоты». Они не принимали
возможность толкования и подтверждения религиозного откровения посредством
философии. «Братья» пытались усовершенствовать религиозный закон и исправить его с
помощью средств, которые может нам предоставить простая рациональная спекуляция.
Членам этой секты приписывают авторство 51 трактата, которые распределяются по
следующим четырем группам: математика и метафизика, физика, учение о душе,
религиозный закон и теология. Комплекс этих трактатов составляет некую энциклопедию,
лишенную философской оригинальности, где смешаны аристотелевские и
неоплатонические веяния. Однако эта энциклопедия показывает, до какой степени
распространился вкус к философии среди мусульман ко второй половине X века.
Творчество Авиценны*, напротив, заслуживает более пристального внимания. Его имя было
знакомо всем христианским философам XIII века, и если в нем видели противника, то
противника уважаемого по причине его собственной силы, противника, с которым
необходимо было считаться. И действительно, это — одно из великих имен в философии.
Авиценна (Ибн Сина) родился в 980 г. В автобиографии он оставил нам рассказ об
энциклопедических занятиях, которым предавался с ранней юности. Из этого рассказа мы
видим, что уже с 16 лет Авиценна практиковал как врач, закончив изучение словесности,
геометрии, физики, права и теологии. Однако «Метафизика» Аристотеля стала для него
препятствием, которое казалось непреодолимым. Авиценна перечитал ее сорок раз, он уже
знал этот трактат наизусть, но так и не сумел его понять. Но вот, купив по случаю трактат
аль-Фараби о смысле «Метафизики» Аристотеля, он почувствовал, что словно пелена спала с
его глаз. Вдруг поняв ее, он был настолько счастлив, что на следующий день раздал нищим
огромную милостыню, дабы возблагодарить Бога. В 18 лет он знал уже все, что
должен был знать: его познания были так обширны, что можно было только углублять их, а
не приобретать новые. Далее Авиценна вел очень активную жизнь, порой даже
романтичную, в которой наслаждения занимали далеко не последнее место, — жизнь
настолько насыщенную событиями и наполненную государственными обязанностями, что он
писал свои произведения в часы досуга, которые ему давала лишь ночь. Авиценна оставил
более сотни работ, посвященных самым разнообразным темам. Он умер в 1037 г. в возрасте
58 лет.
В средние века Авиценна был знаменит как великий врач. Даже сейчас, когда древние
рукописи его философских произведений, переведенных на латинский язык, очень редки,
еще можно найти экземпляр его «Канона врачебной науки», на основе которого в течение
нескольких веков строилось медицинское образование. Но в XIII веке был значителен
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|