|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 276
пока не воспринимаем их непосредственно чувствами или опосредованно через
доказательство.
Глава VI. Восточные философские направлени
264
Значит, существование не есть конститутивный признак, оно — лишь некоторая
дополнительная акциденция» (перевод Джемиля Сахибы).
Этот основополагающий текст знаменует тот момент, когда введенное Аристотелем
логическое различение сущности и существования становится знаком их метафизического
различия. Определенная таким образом новая доктринальная позиция содержит три
важных элемента: диалектический анализ понятия сущности, который свидетельствует, что
понятие существования в него не входит; утверждение, что поскольку это так, то сущность не
включает в себя актуальное существование; утверждение, что существование есть акциденция
сущности. Важно отметить, что эта позиция основана на скрытом платонизме, трактующем
о сущностях. Ни на мгновение автор не сомневается, что существование — это предикат
сущности, и именно потому, что оно сущностно не включено в нее, его превращают в
случайность. Чтобы подчинить сущность существованию, нужна будет новая реформа
метафизики. Это станет делом св. Фомы Аквинского.
Таким образом, мир аль-Фараби кажется очень похожим на мир западных метафизиков XIII
века. Он зависит от первопричины и в своем существовании, и в оживляющем его движении,
и в сущностях, определяющих существа, из которых он состоит. Источник, благодаря
которому существуют вещи, есть одновременно источник нашего знания о них. В трактате
аль-Фараби «Об уме и умопостигаемом», который нередко встречается в средневековых
рукописях сразу же за одноименными трактатами Александра Афродисийско-го и аль-
Кинди, эта мысль предстает в очень ярком свете. Различая функции интеллекта, аль-Фараби
отделяет интеллект в возможности от знания, которое этот интеллект может приобрести;
интеллект в действии — от этого же знания, когда он его приобретает; кроме того, аль-
Фараби выделяет приобретенный интеллект (intellectus adeptus), который уже приобрел
знание; и наконец, — деятельную
Интеллигенцию — духовное сущее, трансцендентное по отношению к подлунному миру,
которое одновременно сообщает материи ее формы, а человеческим интеллектам в
возможности — знание об этих формах. Этот Ум всегда в действии. Вечно — и всегда одним
и тем же образом -распространяющееся на материю и интеллект, его действие непреложно.
Различие результатов, к которым оно приводит, вполне просто объясняется тем, что
вещества и интеллекты, испытывающие его излучение, не всегда одинаково расположены его
принять. Действующий Ум не есть, однако, высшая причина. Над ним располагаются другие
силы, и все они подчинены Богу, который пребывает в недоступном одиночестве. Цель
человека состоит в том, чтобы с помощью интеллекта и любви соединиться с деятельной
Интеллигенцией-неподвижным перводвигателем и источником всякого умопостигаемого
знания, постижимого в мире, где мы живем. Этот союз наилучшим образом осуществил
Пророк.
Аль-Фараби интересовался также политикой и мечтал о великом союзе, охватывающем весь
обитаемый мир. Но земной град сам по себе не был его целью: каким бы совершенным его
ни воображать, он-лишь путь к неземному счастью. При выходе из этого мира толпы душ
новых умерших тотчас встречаются с толпами душ умерших
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|