|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 275
1. Арабская философи
отдельности. Некоторые мусульманские теологи это метафизическое требование прав Бога
смогли продвинуть очень далеко. Основатель одной из самых значительных мусульманских
сект аль-Ашари (ум. 936) заслужил звание третьего реформатора ислама*. Он прямо
утверждал, что все было создано одним «да будет» Бога, что абсолютно все зависит от Божьей
власти и что как добро, так и зло существуют только по его воле. Метафизическая разработка
этих религиозных принципов привела его учеников к довольно любопытной и
оригинальной концепции Вселенной. Вначале все было расстроено во времени и в
пространстве, дабы дать возможность всемогуществу Божьему устроить все так, как угодно
Богу. Материя, состоящая из не связанных друг с другом атомов, в течение времени,
состоящего из не связанных друг с другом мгновений, производит некие действия, каждая
стадия которых не зависит от предшествующей и не оказывает влияния на последующую, но
все существует и действует только по воле Божьей. Бог удерживает это «все» над «ничто» и
оживляет своими действиями. Такова приблизительно картина мира ашаритов. Она весьма
заинтересовала Маймонида, а после него — Фому Аквинского. То была комбинация
атомизма и окказионализма, порожденная религиозной ревностью, рвением о Божьем
всемогуществе. Ничего подобного нельзя найти у аль-Фараби, но и этот великий логик тоже
был переполнен религиозным духом, и вполне вероятно, что такое же чувство, как и у аль-
Ашари, вдохновило его на создание фундаментального учения о различии сущности и
существования в сотворенных существах. Это знаменательный момент в истории
метафизики. По прекрасному высказыванию М. Хортена, аль-Фараби показал, что он в
состоянии приспособить потрясающее богатство греческих философских идей к ностальгии
по Богу, свойственной людям Востока, а также и к собственному мистическому опыту. Он и
был мистиком, суфием**: «Его понятие случайности (contingence)
• краеугольный камень философской эволюции; сущность и существование различны, а это
означает, что природные существа случайны. Они сущностно не связаны с существованием;
следовательно, они могут обладать им, а могут быть лишены существования или потерять
его. Значит, обладая существованием — а именно тогда они образуют окружающий нас
реальный мир, — они должны были получить его от некой причины, которой существование
принадлежит сущностно и которая — именно поэтому
• не может его утратить, то есть от Бога».
Для того чтобы корректно сформулировать это различие, аль-Фараби вдохновляется
логическим замечанием Аристотеля: понятие, что вещь есть, не включает факта, что эта вещь
есть. Переводя это замечание с логического плана на метафизический, аль-Фараби в своей
книге «Жемчужина Премудрости» заявляет: «Для существующих вещей мы приняли, что
сущность и существование различны. Сущность не есть существование и не включается в это
понятие. Если бы сущность человека обязательно предполагала его существование, то
понятие его сущности совпадало бы с понятием его существования и было бы достаточно
узнать, что такое человек, чтобы знать, что человек существует, — так что всякое
представление влекло бы за собой утверждение. Кроме того, существование не заключено в
сущности вещей; в противном случае оно стало бы одним из ее конститутивных признаков, и
представление о сущности без представления о существовании оказалось бы неполным.
Более того, для нас невозможно разделить их с помощью воображения. Если бы
существование человека совпадало с его животной и телесной природой, то не было бы
никого, кто, имея четкое представление о том, что такое человек, и зная его животную и
телесную природу, мог бы усомниться в существовании человека. Но это совсем не так, и мы
сомневаемся в существовании вещей,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|