|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 274
наследия, но по крайней мере одно его произведение — трактат «Об интеллекте» («De
intellectu») — заслуживает того, чтобы на нем остановиться, поскольку оно входит в серию
трудов с четко определенной характеристикой. Истоком этой серии послужил один из
разделов трактата Александра Аф-родисийского «О душе», взятый изолированно от
контекста и рассматривавшийся как самостоятельное произведение. Западноевропейское
средневековье познакомится с произведением аль-Кинди в латинском переводе под
названием «De intellectu et intellecto» («Об уме и умопостигаемом», или «Об интеллекте и
интеллигибельном»). Целью данного сочинения является разъяснение смысла введенного
Аристотелем различия между возможным и действующим интеллектами. Хотя западная
мысль исходила из проблемы универсалий, которая возникла на стыке логики и
метафизики, она не подозревала о подобной трудности. Понятно, что латинские
переводчики особенно интересовались трактатами, которые, рассматривая природу и
действия интеллекта, могли через объяснение природы абстракций объяснить и
происхождение универсалий. Книга «Об интеллекте» является прекрасным образчиком
такого рода трактатов. Аль-Кинди пытается кратко рассказать в ней об интеллекте «secundum
sententiam Platonis et Aristotelis»***. В результате он различает интеллект, который всегда в
действии, интеллект в возможности и интеллект, называемый им доказательным. Важно то,
что аль-Кинди рассматривает «интеллект, который всегда в действии» как ум, то есть как
духовную субстанцию, отличную от души, находящуюся выше нее и производящую над ней
определенные действия, чтобы превратить ее из умной в возможности в умную в действии.
Таким образом, под влиянием Александра Аф-родисийского арабская мысль с самого начала
приняла, что для всех людей есть только один деятельный Ум, что каждый индивид обладает
лишь интеллектом в возможности и что под действием отделенного от него деятельного Ума
этот интеллект переходит от возможности к действию.
Второе великое имя арабской философии — аль-Фараби (ум. 950)****. Он учился и
преподавал в Багдаде. Помимо переводов Порфирия и «Органона» Аристотеля, а также
комментариев к ним, он написал сочинения относительно трактатов «Об уме и
умопостигаемом» («De intellectu et intellecto»), «О душе», «О единстве и едином****** и др. Одно
из самых значительных его творений — «Согласование Платона и Аристотеля»******. Само
название достаточно наглядно показывает, насколько неверно мнение, будто арабская
философия была лишь продолжением философии Аристотеля. Напротив, будучи
убеждены, что мысль Аристотеля в сущности не противоречит философии Платона, арабы
предприняли большие усилия, чтобы согласовать их. Однако не будем забывать, что у них,
как и у европейцев, была религия, с которой следовало считаться и которая не могла не
повлиять на их доктрины. Как и Бог Ветхого Завета, Бог Корана един, вечен, всемогущ и
является Творцом всего сущего. Так что арабские философы еще раньше христианских
столкнулись с проблемой совмещения греческого понимания бытия и мира с библейским
понятием творения.
В общем виде эта проблема приобретает характер конфликта между «правом» Вселенной
предстать перед нами как умопостигаемая реальность, существующая сама по себе и
самодостаточная, и правом всемогущего Бога требовать для Себя всю реальность целиком и
всякое реальное действие в
Часть 16.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|