|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 271
7. Итоги XII столети
люди того времени принимались их объяснять. Для мыслителя этого времени знание и
объяснение вещи заключалось в том, чтобы доказать, что она не есть то, чем представляется,
что она есть символ и знак более глубокой реальности, что она объявляет и обозначает иную
вещь. Нетрудно понять, что символизм XII века прельщал поэтов и художников, ибо
подобная сила была присуща искусству и поэзии, но то было ограничение по отношению к
философии и слабость по отношению к науке. Поэтому бестиарии или лапидарен*
производят на современного читателя странное впечатление: сама субстанция животных и
предметов сводится в них к символическому значению, и ничего невозможно понять
относительно материи, из которой они состоят. Чтобы подвести конкретную реальность под
этот мир символов, XII веку недоставало даже примитивной концепции природы, в которой
последняя обладала бы
структурой-в-себе и умопостигаемостью-для-себя. Мы находимся на пороге того момента,
когда эта концепция сформируется: XIII век будет этим обязан аристотелевской физике.
ЛИТЕРАТУРА
Koperska A. Die Stellung der religiosen Orden zu den profanwissenschaftlichen Studien im 12.
und 13. Jahrhudert. Freiburg (Schweiz), 1914.
О культуре XII века: Haskins С. Н. The Renaissance of the Twelfth Century. Cambridge (USA),
1927; Gilson E. Humanisme medieval et Renaissance // Les Idees et les Lettres. P., 1932, p. 171—196;
idem. Le moyen age et le naturalisme antique // Heloise et Abelard. P., 1938, p. 183—224; idem.
Philosophic medievale et humanisme // Ibid., p. 225—245; Pare G., Brunet A., Tremblay P. La
Renaissance du XIfe siecle, les ecoles et l'enseignement. P., 1933.
9*
ГЛАВА ШЕСТАЯ
Восточные философские
направлени
Для истории средневековой философии на Западе существенно важен тот факт, что ее
эволюция отставала почти на целое столетие от эволюции соответствующих направлений
арабской и еврейской философии. В наши намерения не входит изучение широкого и
удивительного развития восточной философии как такового: даже если бы мы хотели дать
простой набросок ее истории, потребовалось бы специальное исследование. Но поскольку
некоторые ее направления непосредственно повлияли на великие западные учения XIII века,
необходимо осветить хотя бы решающие моменты ее истории и наиболее существенные
причины, вследствие которых философия Востока оказала воздействие на эволюцию
философии Запада.
1. АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|