|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 270
сто, и нам сразу станет ясно, что было оригинального в духовной жизни XII столетия: эта
эпоха бурного интеллектуального брожения, в которой мы наблюдаем необычайное
развитие героического эпоса (Chansons de geste), скульптурные украшения клюнийских и
бургиньонских аббатств, строительство первых готических сводов, расцвет школ и триумф
диалектики, эта эпоха была временем религиозного гуманизма. В течение XIII века
рафинированный вкус к литературной культуре, любовь к форме ради самой формы, о
которых впоследствии возвестят миру гуманизм и Возрождение, если не задохнутся, то по
крайней мере будут оттеснены необычайным расцветом чисто философских и теологических
исследований. С этой точки зрения столетие является в каком-то смысле более
средневековым, чем двенадцатое, оно более соответствует традиционному и, можно сказать,
народному представлению, которое сложилось о средних веках. Однако возможно, что в
обоих случаях мы оказались жертвами ложной видимости, и поэтому на этом вопросе стоит
задержаться.
Есть основания видеть в культуре XVI века определенное возвращение к классической греко-
латинской культуре, но нельзя забывать, что первая эллинизация западного сознания
произошла в середине средних веков и что ее последствия были гораздо более глубокими,
чем обычно думают. Христианские философы поставили проблему: что такое античность и
каков ее вклад в христианскую мысль? Они решили ее, как Христос решил проблему
отношений между древним и новым законами: начиная со средних веков христианство
полагает, что христианская человечность никоим образом и ни в каком отношении не может
быть беднее истиной и красотой, нежели человечность языческая. Но, сохраняя все истинное
и прекрасное, что было в языческой древности, она упорядочивает его, ставит на должное
место, сообщает ему подлинную ценность и обогащает новыми истинами и красотами. И в
этом отношении позиция Абеляра характерна для мышления его времени. Предположение,
что христианство может находиться в оппозиции к мыслителям и поэтам, которыми он
восхищался, для него невыносимо. Ему необходимо ощущать реальную непрерывность
между истиной в ее античной форме и в форме христианской: поэтому, не желая
превращать христианство в язычество, он христианизирует античность. Ему доставляет
наслаждение, что греческие философы были святыми и почти аскетами, что благодаря
чистоте нравов они получили от Бога особенное Откровение о самых сокрытых истинах и о
самых таинственных религиозных догматах; единственным знанием, которого недоставало
Платону, чтобы стать отличным христианином, было знание о Воплощении и таинствах.
Более того, Абеляр не ограничивается греческой древностью, он считает предшественниками
и провозвестниками христианства индийских гимносо-фистов* и брахманов и с
отвращением отбрасывает мысль, что такие мудрые люди, христиане по существу, могут
быть преданы проклятию. Итак, это был не только гуманизм в той форме, которая нам
встречается в XII веке, это был более глубокий гуманизм, который отказывался жертвовать
какой-либо духовной или человеческой ценностью. Универсальность мышления Абеляра
коренилась в широте и щедрости его ума, которому не было чуждо ничто человеческое.
Это тесное сочетание христианской веры и эллинистической философии породило в XII веке
то понимание Вселенной, которое нас сильно удивляет, но которое не было лишено
оригинальности и красоты. Люди той эпохи сильно отличались от нас своим почти полным
незнанием того, что могут представлять собой науки о природе. Многие славили Природу,
но никто не думал наблюдать ее. Вещи обладали для них собственной реальностью в той
мере, в какой они служили повседневным потребностям, но они теряли эту реальность, как
только
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|