|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 268
как глава самой Церкви. Именно потому, что государство пребывает в Церкви, господин тела
верующих может требовать для себя титул господина Церкви: «Corpora christianorum minime
regerentur, si regalis potestas ab Ecclesia divideretur»**. Здесь мы находимся на той же
территории, что и Гуго Сен-Викторский, или, если угодно, эти два учения противоположны
друг другу внутри одного стиля мышления. А так как они принадлежат к одному стилю, то
«Йоркские трактаты» обращают на пользу королю принцип, который ранее был обращен в
пользу папы: миряне пребывают в Церкви именно как миряне. Если это так, то
царствующий над мирянами тем самым царствует и в Церкви, и рано или поздно вопрос,
царствует ли он над Церковью, обязательно должен будет возникнуть.
ЛИТЕРАТУРА
Историография XII века: Sporl Joh. Grundformen hochmittelalterlicher Geschichtsan-schauung.
Munchen, 1935; Shotwell J. T. An Introduction to the History of History // Records of
Civilization. N. Y.: Columbia University Press, 1922, p. 278—313; Mierow Christopher. The Two
Cities. A Chronicle of Universal History to the Year 1146 A. D., by Otto Bishop of Freising. N. Y:
Columbia University Press, 1928 (с превосходным введением и библиографией, р. 81—84).
Политические учения: Carlyle R. W. and A. J. A History of Mediaeval Political Theory in the
West. Edinburgh; L., 1903—1936, vol. 1—6, v. 2; Poole R. L. Illustrations of the History of
Mediaeval Thought and Learning. L., 1920; BoehmerH. Kirche und Staat in England und in der
Normandie im XI und XII Jahrhundert. Leipzig, 1899; Dempf Alois. Sacrum Imperium. Munchen,
1929; Brooke Z. N. The English Church and the Papacy from the Conquest to the Reign of John.
Cambridge, 1931.
Гонорий Августодунский: Summa gloria // Monumenta Germaniae Historica. Berolini (Berlin)
1916—1926, vol. 1-4; v. 3, p. 63—80.
«Йоркские трактаты»: Monumenta Germaniae Historica, v. 3, p. 642—686 (ср.: BoehmerH.
Kirche und Staat, S. 436—497).
7. ИТОГИ XII СТОЛЕТИЯ
Рассматриваемое в целом, интеллектуальное движение XII столетия выглядит как подготовка
новой эпохи в истории христианской мысли. В то же время оно свидетельствует о расцвете
на Западе, главным образом во Франции, латинской патриотической культуры,
унаследованной средневековьем от Западной Римской империи. В эпоху, до которой мы
добрались, великие философские течения, вдохновившие мыслителей XIII века, еще не
обозначились достаточно ясно. Арабские философы и метафизика Аристотеля еще не
пришли в учебные заведения, где вскоре они глубоко потрясут традиции и методы обучения,
но главные позиции, на которых христианская мысль должна будет выдержать этот удар,
были уже хорошо укреплены. Благодаря теологии св. Ансельма, викторинцев и Гильберта
Пор-
255
7. Итоги XII столети
ретанского уже существовал платонизм, более абстрактный, сухой и техничный, чем даже у
самого Августина, но однако открытый для новых веяний, которые придут от Прокла и
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|