|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 267
вовали в духе. Это означает, что священники были
прообразом человеческой природы Христа, а
цари — его божественной природы. Поэтому
было естественно, что цари тогда обладали
властью над священниками. Так должно быть и
теперь, и по более вес ким основаниям, ибо те и
другие помазаны Господом. А Христос — вечный
Царь; Он Царь, потому что Он — Бог и равен
Отцу, тогда как, чтобы стать священником, Он дол
жен был принять человеческую природу. Иными
словами, Христос есть царь, но Он является
священником только потому, что стал им.
Следовательно, во Христе царски власть
превосходит священническую, по скольку его
божественная природа превосходит природу
человеческую. Итак, священ ник — образ и
действующее лицо более низ— Глава V.
Философия в XII веке
254
ких природы и назначения, а именно человеческих, тогда как царь — образ и действующее
лицо более высоких природы и назначения, а именно божественных. Вот почему, заключает
автор, некоторые люди полагают, что королевская власть могущественнее и возвышеннее
власти священнической, «et rex major et praestantior quam sacerdos, utpote melioris
etpraestantioris Christi naturae imitatio sive potestatis emulatio»*.
Это любопытное учение изображали как «метафизику государства». Однако оно не
содержит ни одного сколько-нибудь ощутимого метафизического компонента. Вызванная к
жизни одним из бесчисленных конфликтов по вопросу об инвеституре, данная концепция
Церкви и королевской власти не менее «сакральна», чем концепция, ей противоположная.
Король здесь поставлен выше священника не как мирянин, не в силу какого-то превосходства
земного над духовным, но, напротив, как король-священник и
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|