|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 266
Из этого совершенно особенного взгляда на Церковь, выраженного в трактате «О
посвящении пап и королей» («De consecratione Pontificum et Regum»), вытекают важные
политические следствия. Церковь — это супруга Христа, единственного истинного Царя и
Священника, но она супруга Христа не как Священника, а как Царя. А кто в самой Церкви в
высшей степени обладает образом и подобием Христа-Царя, если не короли? Именно в лице
короля и через него осуществится единство Христа с его Церковью: «et ideo reges qui Christi
regis imaginem praeferunt, his nuptus magis apti sunt, quarum sacramentum magis praeferunt»**.
Таков смысл помазания королей Церковью. Они поставлены (ordinantur), помазаны и
освящены ее благословением, чтобы иметь возможность управлять христианским народом.
Но, как мы уже знаем, Церковь есть не что иное, как народ: «Ecclesia quippe Dei quid aliud est,
quam congregatio fidelium christianorum in una fide, spe et charitate, in domo Dei
cohabitantium?»*** Если это так, то освящение королей имеет целью поручить им управление
Церковью и ее защиту: «ad hanc (Ecclesiam) itaque regendam reges in consecratione sua
accipiunt potestatem»****; и еще: «ideo enim regnant in Ecclesia, quae est regnum Dei, et Christo
conregnant, ut earn regant, tueantur atque defendant»*****. Верно, папа Геласий говорил о двух
господствах, царствующих над миром, — о священнической власти и власти королей. Но
слово «мир», дерзостно комментирует наш аноним, обозначает здесь не что иное, как
Церковь: «Mundum hie appella sanctam Ecclesiam, quae in hoc mundo peregrinatur»******.
Таким образом, духовная власть может лишь вручать королям власть управлять Церковью. И
не станем уклоняться от этой проблемы путем различения власти над душами и власти над
телами. Нельзя управлять душами вне тел и телами без душ, ибо теми и другими управляют
одновременно, дабы они спаслись при воскресении. Кстати, разве не говорил св. Павел, что
тела суть храмы Святого Духа (1 Кор. 6:19)? Если королям вручена власть только над телами,
то тем самым им вручена власть над храмами Святого Духа, а следовательно, и над самими
священниками. Так что не будем отстранять королей от власти над Церковью, то есть над
христианским народом: это означало бы разделять его против его воли и приводить в
смятение.
В рамках учения, согласно которому Церковь и христианский народ образуют одно целое,
невозможно провести принципиального различия между государем и священником: «Если
священник и царь — каждый суть бог и Помазанник Господа (Christus Domini) через
благодать, то все совершаемое ими по этой благодати является делом не человека, а бога и
помазанием Господа». Короче говоря, священник — это царь, и царь
это священник, ибо тот и другой помаза
ны Господом: «Et si verum fateri volumus, et
rex sacerdos et sacerdos rex, in hoc quod Chris
tus Domini est, jure potest appellari»*******.
Остается узнать, который из двух выше:
царь-священник или священник-царь? В
Ветхом Завете священники приносили Богу
материальные жертвы, тогда как цари жерл
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|