|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 265
так уж удивительно, что и в XII веке кое-кто предвосхищал отдельные наиболее радикальные
выводы, к которым однажды должна была прийти Реформация.
Подобные тезисы, с которыми несмотря ни на что все же удивительно сталкиваться в XII веке,
содержатся в группе сочинений, известных под названием «Йоркские трактаты» («Tractatus
Eboracenses»). Они называются так потому, что иногда их приписывают Герарду,
архиепископу Йоркскому в 1101—1108 гг. На самом деле их автор неизвестен и даже не
очевидно, что эти трактаты происходят из Англии. Так как они написаны по поводу спора
между руанским архиепископом и папой, их можно — по крайней мере с такой же
вероятностью — приписать французу или нормандцу. Как особенно поучительные в связи с
нашей проблемой мы рассмотрим два трактата: «Апология архиепископа Руанского»
(«Apologia archiepiscopi Rotomagensis») и «О посвящении пап и королей» («De consecratione
Pontificum et Regum»).
«Апология» в широком контексте ставит проблему авторитета папы в вопросах веры.
Архиепископ Руана подчинен не одной Римской церкви, а всей Церкви. Папа находите
в том же положении. Служитель служителей Божьих, он, согласно учению св. Петра,
обладает по отношению к ним теми же правами, какими обладал Петр по отношению к
апостолам. Эти права исходят от Святого Духа, который дает ему власть запрещать и
разрешать, но поскольку есть только один Святой Дух, то все епископы и даже все верующие
находятся в одинаковом положении: «Нет трех Петров: Симона Петра, епископа Рима и
епископа Руана, но есть один Петр, ибо у всех только один дух, одна власть, одна вера и тем
самым «одно сердце и одна душа» (Деян. 4:32). Поэтому все апостолы, все епископы и даже
вся Церковь суть только один Петр, а поскольку они принадлежат истинному камню, то есть
Христу, то образуют с Ним один камень и один
дух».
Следовательно, епископы в Церкви абсолютно равны: «omnes etenim episcopi dii sunt, et dii
nisi a solo Deo sunt judicandi»*. Папа не обладает правом отлучения от Церкви (экс-
коммуникации) ни одного из епископов («De Romano pontifice», «De Una Ecclesia»)** no той
простой причине, что тогда бы он отлучил самого себя, ибо все епископы суть одно. По той
же причине вероучительный авторитет папы ни в чем не превосходит авторитета какого-
либо другого епископа, так как эти авторитеты совершенно тождественны. В каком же
учении следует наставлять? В учении Петра и Павла. Все христиане его уже знают и не
нуждаются в авторитете папы, чтобы его узнать. Можно ли говорить, что Римская церковь —
мать всех остальных? Это неверно. Господство Римской империи создало господство
Римской церкви, а Христос и апостолы здесь ни при чем: «neque enim Christus hoc decrevit,
non hoc sanxerunt Apostoli»***; мать Церквей — это не Рим, а Иерусалим. Так что руанский
архиепископ не может быть обвинен ни в неверности (infidelitas), если он отказывается
подчиниться вероучительному авторитету Рима, ни в непослушании (desobedientia), если он
отказывается подчиниться его дисциплинарной власти, которая является человеческим
установлением и не
253
6. Священство и царство
может никого связывать: «si quis ergo ei subdere non vult, quid damni meretur a Deo, cujus in
hoc ordinationi minime resistit?»*
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|