|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 263
она постоянно господствует над светской властью. Источник, на который ссылается Гуго Сен-
Викторский для обоснования подобного установления власти короля, — не что иное, как
Ветхий Завет: «То, что духовная власть, происходящая от Бога, предшествует во времени и
превосходит в достоинстве светскую, ясно видно из того, что было установлено для древнего
народа Ветхого Завета: среди него Богом вначале было учреждено священство и лишь затем
по велению Бога священство учредило царскую власть (per sacerdotium, jubente Deo, regalis
potestas ordinata). Поэтому и теперь в Церкви люди священного сана устанавливают
королевскую власть, освящая ее своим благословением и воспитывая своим наставлением
(formans per institutionem)».
Этот текст указывает на факт, имеющий фундаментальное значение: очевидный источник
папской теократии XII века — древнееврейская ветхозаветная теократия. Сначала Бог правил
Израилем через своих Судей (Втор. 16:18—20), власть которых была абсолютной (Втор. 17:8—
13). Позднее, когда Израиль отказался от непосредственной власти Бога и захотел иметь
царей, как прочие народы, его желание было исполнено, но при условии, что царь сделает
себе список божественного Закона, находящегося у священников, и будет читать его во все
дни жизни своей (Втор. 17:18—20). Впрочем, ведомый божественным внушением пророк
Самуил сам выбрал царя Саула и помазал его священным елеем (1 Цар. 10:1). Позднее
священник Садок и пророк Нафан объявят царем Соломона (3 Цар. 1:32—37), и Бог будет
водить его благодаря дару Премудрости (3 Цар. 5:9—14). Сам Соломон напишет в Притчах,
что Богом царствуют цари и узаконяют правду (Притч. 8:15—16). Конечно, эти цари не были
священниками, но они были помазаны Господом и, поскольку они получили свою власть от
власти духовной, неизбежно считали себя обязанными подчиняться ей. Кстати, этот тезис
очень ясно излагается в трактате «Высшая слава» («Summa gloria»), приписываемом, как и
множество других произведений, загадочному Гонорию Авгу-стодунскому. В главе IX этого
трактата утверждается, что, вопреки мнению некоторых людей, король — это светское, а не
духовное лицо. Если бы он был лицом духовным, то он был бы псаломщиком, дьяконом, эк-
251
6. Священство и царство
зорцистом, алтарником, священником; но он не исполняет ни одного из этих служение,
следовательно, он не духовное лицо. Не будучи духовным лицом, он может быть только
мирянином. Конечно, если он не монах; но он не монах, так как у него есть жена и сабля.
Итак, король — это абсолютно светское лицо, и поэтому он руководит всеми светскими
делами. Если в этих делах ему подчиняется все духовенство, включая верховного понтифика,
он все равно остается мирянином, который получил свою власть над другими мирянами от
духовенства, — и Гонорий не позволяет ему этого забывать. Моисей поставил для
управления Израилем не царя, а священника, и вначале им руководили Судьи (гл. X). Саул
подчинялся Самуилу (гл. XI); Давид покорился пророку На-фану (гл. XII); цари слушались
пророков и священников (гл. XIII); порой народом руководили одни священники (гл. XIV); в
свою очередь, Христос поставил не царя, а священника (гл. XV), и именно тогда зародилась
христианская империя (гл. XVI), ибо право божественного возведения на престол
унаследовали папы и Сильвестр воспользовался им, коронован Константина (гл. XVII). Итак,
Церковь сама ставит себе королей (гл. XVIII: «Quod Ecclesia sibi reges constituit»). И когда
Гонорий говорит о некоем папе, подчинившемся императору согласно земному порядку
вещей, то он имеет в виду такого императора, как Карл
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|