|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 260
ЛИТЕРАТУРА
Гонорий Августодунский: Migne J. P. (ed.). Patrologiae cursus completes. Series latina, t.172;
трактат «De philosophia mundi», опубликованный в этом томе (col. 39—102) как произведение
Гонория, принадлежит Гильому из Ковша; о «Clavis physicae» Гонория, до сих пор не
изданном (составлен из отрывков «De divisione naturae» («О разделении природы») Иоанна
Скота Эриугены), см. Endres J. A. Honorius Augustodunensis. Beitrage zur Geschichte des
geistigen Lebens im XII Jahrhundert. Kempten; Mtinchen, 1906; Amann E. Honorius
Augustodunensis (art.)//Dictionnaire de theologie catholique. P., 1903, v. 7, col. 139— 158
(превосходная статья).
Александр Неккам: De naturis rerum et De laudibus divinae sapientiae («О природе вещей и о
похвалах Божественной мудрости») // Rerum Britannicarum Medii Aevi Scriptores, L., 1863, v.
34. Желающие составить представление о средневековых народных энциклопедиях, характер
которых не изменился и в XIII веке, могут обратиться к добротной книге Langlois Ch.-V. La
connaissance de la nature et du monde au moyen age. P., 1911.
6. СВЯЩЕНСТВО И ЦАРСТВО
Восемь веков спустя после св. Августина и Павла Орозия, в свете глубоких изменений,
происшедших за это время, оказалось необходимым вновь обратиться к истории двух
мистических градов. Это стало делом Отгона Фрейзингенского, который родился между 1111
и 1115 гг., около 1133 г. вступил в орден цистерцианцев в монастыре Мори-мунд*, где и умер
22 сентября 1158 г. В «Прологе» к своей VIII книге он сообщает, что озаглавил свое
произведение «Два града» («De duabus civitatibus»)** и довел изложение до 1146 г., хорошо
зная, что история будет продолжаться после его смерти; как можно прочесть в письме-
предисловии к его другу Рейнальду, канцлеру Фридриха Барбароссы, конец двух Градов
совпадет с воскресением мертвых, и тогда — но не раньше — погибнет Священная Римская
империя.
Неоднозначность, отягощавшая августиновское понятие двух градов, осталась и в
произведении Отгона. Вначале он совершенно правильно описывает их как два мистических
града: один — во времени, другой
в вечности; один — на земле, земной, другой — на небе, небесный; один — от де нона, другой
— от Христа; короче говоря, это грады, которые церковные писатели на зывали
соответственно Вавилоном и Иерусалимом. Однако, начиная со второго пара графа
«Пролога» к книге I, Отгон отождествляет земной град с империей или, точнее, с
империями, сменявшими друг другаот начала мира. Возвращаясь к главной теме Орозия, он
упорядочивает историю в соответствии с провиденциальной последовательностью
«regna»***, в которой мы наблюдаем, если говорить о близких эпохах, что власть переходит
от римлян к грекам (Восточная империя), от греков — к франкам, от франков — к
лангобардам, от лангобардовк германцам****. Впрочем, этот цистер
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|