|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 259
Создателю всех вещей и побудить их размышлять о Христе, а не об Аристотеле. Результаты
этого подхода были губительны. Автора можно извинить за несколько смутные суждения о
животных, которых он никогда не видел: «Crocodillus est serpens aquaticus, bubalis infestus,
magnae quantitatis»**. Простим ему и описание феникса по Овидию и Клавдиану, но было ли
необходимо цитировать Кодекс Юстиниана, рассказывая о такой редкой птице, как петух?
Известно, что Александр составил себе о нем странное представление: он утверждал, что в
старости петух начинает нестись и из его яиц, которые высиживают жабы, появляются на
свет василиски. Человека он определяет так: дерево наоборот — наверняка через
этимологию, причем из греческого: Anthropos interpretatur arbor inversa. Впрочем, это факт:
волосы человека — это его корни; когда он ходит, корни поднимаются вверх. Набожность
Александра, естественно, возмущается суетным любопытством, царящим в школах Парижа.
О tempora, о mores, о stadia, о inquisitions***! Четырех страниц примеров диалектических
пустяков, которыми развлекаются парижские магистры, слишком мало для того, чтобы он
мог излить свою желчь. Они доказывают, например, что если одно войско сплошь состоит из
негров и только из одного белого, а другое — сплошь из белых и только одного негра, то оба
войска сходны. Ради оправдания парижских магистров добавим, что Александр упрекает их
не за такие пустые мудрствования, а, например, за следующее: мы не знаем ничего из того,
что знаем, ибо каково бы ни было число причин определенного факта, которые мы знаем,
причин, которых мы не знаем, еще больше. С этим утверждением соглашался Паскаль.
Впрочем, Александр
признает, что ко времени написания им трактата эти глупости вышли из моды. К началу XIII
века Париж стал бесспорным центром свободных искусств и теологии, так же как Италия —
гражданского права. «Civilis juris peritiam vindicat sibi Italia, sed coelestis scriptura et liberales
artes civitatem parisiensem caeteris praeferendam esse convincunt»****. Что касается Оксфорда,
то там процветала мудрость, хотя Мерлин***** пророчествовал, что однажды она
переселится в Ирландию: «Juxta vaticinium Merlini, viguit ad Vada Boum sapientia tempore suo
ad Hiberniae partes transitura»******. У Мерлина было для этого время.
С этимологическими и символическими толкованиями соседствовали рассуждения по
аналогии, которые заключаются в объяснении некоего сущего или факта посредством
установления его соответствия другим сущим или фактам. Это вполне законный метод, и его
используют все науки, однако в средние века к нему прибегали более поэты, нежели ученые.
Классическим примером этого способа рассуждения является описание человека как
сжавшейся вселенной, то есть микрокосма, аналогичного макрокосму. Понимаемый таким
образом человек — это вселенная в уменьшенном масштабе: его плоть — это земля, кровь —
вода, дыхание — воздух, жизненная сила — огонь, его голова кругла, как небесная сфера, два
глаза светятся, как солнце и луна, семь отверстий на лице соответствуют семи тонам
гармонии сфер, его грудь вмещает вдыхаемый воздух и принимает всяческие жидкости из
тела, как море — реки, и так далее до бесконечности. Об этом рассказывается в
«Элюцидарии», приписываемом Гонорию Августодунскому. Когда все эти способы
рассуждения соединяются при объяснении одного и того же факта, то перед нами
оказывается тип мышления, наиболее характерный для людей среднего уровня
образованности XII века, умы которых постоянно привлекало как воображение художников
того времени, так и рассуждающий разум диалектиков.
Глава V. Философия в XII веке
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|