|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 244
против нехристианских сект, которые в ту эпоху угрожали христианству, Алан, словно новый
Ириней, сочиняет четыре книги «О католической вере против еретиков» («De fide catholica
contra haereticos»). Таким образом, вместе с ним мы приблизились к моменту, когда после
нескольких веков непрерывных завоеваний христианство было близко к тому, чтобы занять
оборонительные позиции, и должно было убедиться — с помощью всевозможных
сочинений «Против язычников» — в незыблемости своих позиций*.
Некоторые антихристианские секты, которые имел в виду Алан Лилльский, находились
внутри христианства, как, например, катары и вальденсы, другие распространились по всему
миру — иудеи и мусульмане. Он нападает на всех. Подобно античным героям, благородно
очищавшим землю от разного рода чудовищ, — Гераклу, задушившему Антея, или Тесею,
убившему Минотавра, —Алан выступает против всяческих ересей. Это действительно
нескончаемый тяжкий труд, ибо дело может кончиться Лер-нейской гидрой, а ереси не
перестают множиться! Прежде всего он принимается за альбигойцев, или катаров.
Представился прекрасный случай поупражняться в этимологии. Алан утверждает, что слово
«катар» происходит от «catha», то есть «fluxus» (течение, поток), ибо они разливаются в
пороках; или от «casti» (непорочные, невинные),
Глава V. Философия в XII веке
234
так как они притязают на целомудрие и праведность; или от «catus» (кот), потому что, по
слухам, «они целуют зад кота, в виде которого, как они считают, им является Люцифер».
Отсюда Алан делает вывод, что их учение представляется пережитком дуализма Мани.
Существуют два начала вещей: свет, который есть Бог, и тьма, которая есть Люцифер. От
Бога происходят духовные предметы — души и ангелы, от Люцифера — временные
предметы. Истинные последователи гностиков, эти еретики претендуют на подтверждение
своих принципов как авторитетом Писания, так и разумом. Алан отвергает их, также
опираясь на аргументы Писания и разума. Временной мир хорош, ибо Бог сотворил его по
своей благости, а по своей мудрости Он подчинил его превратностям времени, дабы
привести нас к его Творцу: всякая перемена подводит к мысли о существовании
неизменного, всякое движение внушает мысль о существовании высшего покоя. Как
сотворенный мир мог не быть изменчивым?
Omne quod est genitum, tendit ad interitum*.
Платон и Боэций установили, что Бог, которого так же трудно найти, как и рассказать о Нем
должным образом, когда Он найден, поистине есть единственное начало всего, даже демонов.
Он создал и души, и поэтому нельзя полагать, будто они суть падшие ангелы, брошенные в
тела в наказание за их грехи. Это заблуждение приводит к пифагорейскому учению о
переселении душ, которое не признает существенных различий между ангелами, людьми и
животными. Хотя и находясь во времени, плотское является благим. Плоть не является
дурной, ибо, впав в пороки и немощь, она тем не менее остается Божьим творением: «поп
tamen est caro mala, id est vitiosa, sed vitiata, seu infirma, nee ideo minus est a Deo»**.
Следовательно, утверждение, будто распространение плоти есть распространение зла,
ложно. Некоторые из еретиков говорят, что «необходимо любыми способами очиститься от
того, что исходит от злого начала, то есть от тела, и что поэтому нужно развратничать при
всяком удобном случае и любым образом, чтобы побыстрее освободиться от злой природы».
Отсюда — их осуждение брака как противоречащего естественному закону, который требует,
чтобы все
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|