|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 241
созданы не существовавшие ранее вещи, то есть построение мира вместе со всеми его
элементами; и акт восстановления, посредством которого было воссоздано и перестроено
погибшее, то есть воплощение Слова и установление таинств. Предметом Священного
Писания является дело восстановления, предметом светских наук — творение. Но и
Священное Писание должно было показать, как был сотворен мир, ибо невозможно
истолковать искупление человека, не рассказав о его падении, и невозможно рассказать о
падении, умолчав о сотворении. А поскольку мир был сотворен ради человека, нужно
объяснить сотворение мира, чтобы люди поняли суть и ход сотворения человека. Рассказ
Писания можно с пользой прояснить посредством толкований и интерпретаций, которые
производит разум. Гуго Сен-Виктор-ский в предлагаемых им толкованиях вдохновляется
главным образом св. Августином. Он строго сводит толкования к минимуму, но то малое, что
он дает, нередко обладает особенным привкусом, так как его августи-низм привел его к
взглядам, похожим на те, которые впоследствии будет развивать Декарт. В частности, он
обращается к весьма редкой в средние века теме «cogito» св. Августина («Soliloquia», II, 1, 1),
которой позднее занимался Скот Эриугена в трактате «О разделении природы» (I, 50). Этот
отрывок заимствовал для одной из своих глосс Эйрик (Гейрик) Оксеррский, а Гуго Сен-Вик-
торский процитировал его очень точно и ярко. Первым знанием Гуго объявляет знание о
нашем собственном существовании. Мы не можем не знать, что мы существуем; точнее, душа
не может не знать, что она существует и что она не тело. Но мы также знаем, что
существовали не всегда и имеем начало; следовательно, был необходим создатель нашего
существования, каковым является Бог. Этой дедукцией начинается движение, аналогичное
тому, которое будет развито в «Метафизических размышлениях»*. Гуго Сен-Викторский
допускает также, как это сделает Декарт, что неверно, будто Бог
желает вещи, потому что они праведны, но вещи праведны, потому что их желает Бог.
«Первопричина всего — это воля Творца; никакая прежде бывшая причина не подвигла ее,
потому что первопричина вечна; и никакая последующая причина не подтвердила ее,
потому что она праведна сама по себе. В самом деле, воля Божья праведна не потому, что
праведно то, чего Он хочет, но как раз то, чего Он хочет, праведно потому, что этого хочет
Он.... Если спросить, почему праведно то, что праведно, то разумный ответ таков: потому что
это согласно с волей Божьей, которая праведна. А если спросят, почему праведна воля
Божья, то следует с полным основанием ответить, что первопричина, которая от себя самой
есть то, что она есть, не имеет причины. Все сущее произошло от нее; что касается ее самой,
то она не произошла ни от чего, будучи вечной».
Изучение произведений Рихарда Сен-Викторского (ум. в 1173), ученика и последователя Гуго,
не прибавляет ничего нового к тому, что мы знаем о средневековой философии**. Однако
Рихард — один из виднейших представителей спекулятивной мистики. Если он и не был
первым, как иногда утверждают, из тех, кто потребовал чувственно воспринимаемого
основания для доказательств существования Бога, то он по крайней мере сильнее
подчеркивал это требование, нежели св. Ансельм в своем «Мо-нологионе». Нелишне также
отметить, что он всегда вдохновлялся духом Ансельма, как этот последний — духом св.
Августина. Все доказательства бытия Бога что-то заимствуют из чувственно
воспринимаемого; эти доказательства различаются главным образом тем, что именно они
заимствуют. Для Рихарда так же, как для Ансельма и Августина, чувственный мир внушает
мышлению понятия о действительности, которая меняется и вследствие этого поражена
онтологической недостаточностью. В противоположность этому разум извлекает из нее
понятие неизменной и онтологически достаточной действительности (essentia), к которой по
праву
Глава V. Философия в XII веке
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|