|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 240
Из всех наук семь заслуживают особенно тщательного и глубокого изучения — это те,
которые составляют «тривий» (trivium) и «квадривий» (quadrivium). Эти названия даны им
потому, что они как бы являются путями*, ведущими и приводящими душу к мудрости.
Древние владели ими в совершенстве, и это знание дало им такую мудрость, что они
написали о столь многих предметах, которые мы не в состоянии все прочитать. Наши
схоласты, напротив, не умеют или не хотят соблюдать меру в научении, и поэтому у нас
много учащихся и мало мудрых. Оттого и появился этот трактат о преподавании и учении;
Сен-Викторский аббат посвятил его именно им.
Таким образом, будучи мистиком, этот теолог прежде всего желает, чтобы его ученики, как и
все другие и лучше, чем другие, проходили обычный курс светских наук. Он даже упорно
настаивает на том, что семь свободных искусств нераздельны и что человек всегда ошибается,
если притязает достичь подлинной мудрости, углубляясь в одни из них и пренебрегая
другими. Фундаментальные науки взаимосвязаны и опираются одна на другую, так что если
недостает хотя бы одной, других не хватит, чтобы стать философом. Он не только утверждает
необходимость светского знания, но и считает, что его приобретение никак не связано с
мистикой. Его теория познания совпадает с аристотелевской теорией абстрагирования,
которую он, впрочем, толкует в чисто психологическом смысле, как это делал Абеляр и как
делают даже в наши дни в элементарных учебниках психологии. Абстрагирование
заключается для него в простом сосредоточении внимания на каком-нибудь элементе
реальности, чтобы рассмотреть его отдельно от других. Типичный пример абстрагирования
дает математик, который различает разумом перемешанные элементы реальности и
«рассматривает» точку, линию и поверхность как различные элементы, хотя в
действительности все они смешаны. Следует отметить любопытный факт, что это учение,
которое обычно рассматривали как производное от логики, смогли принять и истолковать
такие не похожие друг на друга мыслители, как Абеляр, Иоанн Солсберийс-кий, Исаак
Стелла и Гуго Сен-Викторский. Успех логики Аристотеля подготовил победу, одержанную
его философией, когда в XIII веке его труды были переведены на латинский язык.
Гуго Сен-Викторский увенчал мистикой философию, которая требует для себя лишь
обычных полномочий в сфере мыслительных способностей человека. Но эта мистика состоит
не столько в передаче нам исключительного опыта или откровений, сколько в поиске
аллегорических интерпретаций природных вещей и в приведении души к миру и
внутренней радости через сосредоточение. Подобно Ноеву ковчегу, плывущему по водам
потопа, душа плывет по океану мира; ожидая, когда пройдет тревога и прекратится потоп,
нам следует оставаться в ковчеге. Мы выйдем из него позже, когда во внешнем мире не будет
ничего обреченного на гибель, а во внутреннем человеке — ничего порочного; тогда мы
войдем в вечный мир и в Божьи обители.
Труды Гуго Сен-Викторского заслуживают внимания и с точки зрения их содержания как
такового. «De Sacramentis» — это обширная «Сумма теологии», объем и внутренняя
структура которой сами по себе уже представляют интерес. Там нашла отражение вся
история мира. Она организована вокруг двух великих событий, которыми отмечены ее
критические моменты, — ее сотворение и восстановление (restauration): это — акт творения,
посредством которого были
231
3. Спекулятивная мистика
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|