|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 239
нужно также остерегаться скрытой двусмысленности многозначительных формулировок,
которыми иногда определяют подобную позицию: «На самом деле Гуго только мис тик».
Можно быть очень возвышенным ми стиком, не умея читать и писать; можно быть очень
возвышенным мистиком, более или менее образованным, не соединяя своих познании со
своей мистической жизнью; можно быть высокообразованным мистиком и заботиться о том,
чтобы обратить само знание к созерцанию. Гуго Сен-Викторский принадлежал к этой
последней группе мистиков, и поэтому его учение небезынтересно для истории
средневековой мысли. Он считал, что монашеская жизнь должна быть заполнена
иерархической последовательностью упражнений: чтение или учение, медитация, молитва,
работа, наконец созерцание, в котором, «собирая в каком-то смысле плоды от того, что им
предшествует, человек уже в этой жизни предвкушает, каким будет день воздаяния за
добрые дела». Так как это воздаяние будет вечной радостью Божественной любви, то
понятно, что в этой жизни созерцание неотделимо от любви. Это касается и светских наук:
созерцание стремится их превзойти, отнюдь не игнорируя.
Далекий от презрения к этим наукам, Гуго считает их спасительными. Изучайте всё, говорит
он, и вы увидите, что нет ничего бесполезного. В самом деле, его сочинение «О таинствах»
(«De sacramentis») — это настоящая «Сумма теологии», а «Дидас-калион» («Дидаскалик»)
ставит целью указать, что именно следует читать, как и в каком порядке. Приобретения
знания в процессе чтения и размышления — это важная часть методологии Гуго Сен-
Викторского, единственный путь к истине, которому можно научить другого; его он
предлагает нам в книге, которую можно озаглавить как «Искусство чтения»**.
Все знания сводятся к четырем, включающим в себя остальные: теоретическое знание,
которое занято поисками истины; практическое знание, рассматривающее нравственную
дисциплину; механика, направляющая наши физические жизненные действия; логика,
которая учит нас хорошо говорить и обсуждать. Теоретическое, или спекулятивное, знание
включает теологию, математику и физику; математика в свою очередь подразделяется на
арифметику, музыку, геометрию и астрономию. Практичес-
Глава V. Философия в XII веке
230
кое знание подразделяется на индивидуальную, домашнюю и политическую нравственность.
Механика состоит из семи наук; это — ткачество, оружейное мастерство, навигация, сельское
хозяйство, охота, медицина, театр. Наконец, логика — четвертая часть философии —
включает грамматику и искусство рассуждения, а это последнее — теорию доказательства,
риторику и диалектику.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|