|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 237
Глава V. Философия в XII веке
228
его успеха является содержащаяся в нем детальнейшая классификация способностей. Есть
три реальности — тело, душа и Бог. Мы не знаем сущности ни одной из них, но мы знаем
душу меньше, чем тело, а тело — меньше, чем Бога. Созданная по образу Божьему, душа
определяется философом как «подобие всего» («similitudo omnium»). Находясь между Богом
и телом, она в чем-то подобна тому и другому и вследствие своего промежуточного
положения имеет низ, середину и вершину. Низ души, или воображение, сходно с
вершиной тела, которая есть чувствительность; вершина души — мыслительная способность
— родственна Богу. Между этими двумя крайними способностями располагаются в
восходящем порядке все прочие, начиная с тела: телесные ощущения, воображение, разум,
интеллект. Разум — это способность души ощущать бестелесные формы телесных
предметов: «Она абстрагирует от тела то, что имеет основание в теле, не действием, а
рассуждением и, хотя она видит, что в данный момент это пребывает только в теле, все же
ощущает, что это не тело. В самом деле, сама природа тела, в соответствии с которой всякое
тело есть тело, телом не обладает. Однако она не пребывает где-либо вне тела, так что
природа тела находится только в теле, хотя она не есть ни тело, ни подобие некоего тела.
Таким образом, разум воспринимает то, чего не воспринимают ни чувство, ни воображение,
а именно природу телесных предметов, их формы, различия, свойства, акциденции — все,
что бестелесно, существует вне тел только благодаря разуму, ибо вторые субстанции
(абстрактные понятия) существуют только в первых субстанциях (конкретных индивидах)».
Исаак, разумеется, не считал универсалии вещами и не говорил, что это только слова, но
рассуждение (consideratio), которое более не действие (actio) и к которому у него сводится
абстрагирование, недалеко отстоит от того, что будет неотъемлемой частью учения св. Фомы
Аквинского. Оно отличается от последнего элементами, заимствованными у Боэция и
касающимися интеллекта и мыслительной способности. Под «intellectus» Исаак понимает
способность души воспринимать формы подлинно бестелесных предметов, например души,
а под «intelligentia» (мыслительной способностью) — способность познавать высшее и чисто
бестелесное, каковым является Бог. В этой точке его учения сходятся все платоновские темы.
Понятие «intelligentia» пришло к нему от Боэция; через Августина он унаследовал от
Плотина его способность воспринимать божественное озарение и достигать этим самого
источника света; через Эриугену Исаак воспринял от Максима и Григория «теофанию»,
которая нисходит в душу от Бога, тогда как образы, наоборот, восходят к ней от тела. Этот
синкретизм показывает, как в те времена сильный и ясный ум легко мог свести в одно учение
то, чему учил Абеляр относительно природы рационального познания, и искусное
проникновение спекулятивной мистики на вершину души, дабы позволить последней
достичь Бога.
Если, как это считается, сочинение «О духе и душе» («De spiritu et anima») действительно
принадлежит перу Алкера Клервос-кого и даже, как говорят, является опровержением
«Послания одному другу о душе» Исаака, то нужно признать, что то было довольно слабое
опровержение. Тем не менее этот трактат остается интересным историческим документом,
так как включает в себя собрание бесчисленных определений души и классификаций ее
способностей, заимствованных из всех доступных тогда латинских источников: от Лактанция,
Макробия, Августина и Боэция через Беду Достопочтенного и Алкуина до Гуго Сен-
Викторского и самого Исаака Стеллы. Не было ничего ценнее этого собрания, так как любой
человек при любых обстоятельствах мог найти там точно такое
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|