|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 236
3. Спекулятивная мистика
Гильома развивается исключительно в рамках монашеской жизни. Светские школы учат о
мирской любви согласно «Науке любви» Овидия; монастыри должны стать религиозными
школами, где учили бы о любви Божественной. Доктрина Гильома тоже представляет собой
науку любви, но она отличается от учения св. Бернарда тем, что в ней более важную роль
играет августинианская трактовка памяти. Любовь к Богу вложена Им в сердце его творения.
Следовательно, человеческая любовь должна естественным образом тянуться к Богу даже
своими собственными силами, однако первородный грех отвращает ее от Бога. Так что цель
монашеской жизни — возвращение любви человека его Творцу.
Путь к этому состоянию требует прежде всего усилия, направленного на познание самого
себя. Душа познает самое себя как созданную по образу Божьему в своем уме. В самом уме
имеется как бы скрытая точка, где Бог, так сказать, оставил свой отпечаток, чтобы мы могли
помнить о Нем. Вслед за св. Августином назовем эту глубочайшую составляющую
мышления памятью. Тогда мы можем сказать, что наша тайная память порождает наш
разум, а воля происходит от обоих. Эта сотворенная троица отображает в нас творящую
Троицу: память соответствует Отцу, разум — Слову, воля — Святому Духу. Исходящие из
памяти, которая есть лишь отпечаток Бога в человеке, разум и воля не должны были бы
иметь иного объекта, кроме Бога. Действие Божьей благодати заключается в восстановлении
способностей испорченной грехом души, дабы любовь, которой мы любим Бога, совпала с
любовью, которой Он любит Самого Себя в Самом Себе и Самого Себя в нас. Чем в большей
степени душа восстанавливает свое подобие Богу, которое принадлежало ей по праву
рождения и которое она не должна была бы терять, тем глубже, познавая самое себя, она
познает Бога: уподобление души Богу — это и есть познание Бога.
После св. Бернарда и Гильома из Сен-Тьер-ри великий мистический порыв цистерцианцев*
постепенно утрачивает свою силу, и их последователи все больше ориентируются на
религиозный морализм. Однако некоторые из них включили в свои труды элементы
философии, воздействие которых оказалось довольно продолжительным. Это, в частности,
Исаак, аббат цистерцианского монастыря Звезды с 1147 по 1169 г. (отсюда произошло его
имя — Исаак Стелла), и Алкер Клервоский. По правде говоря, их произведения являются не
столько примерами спекулятивной мистики, сколько выражением умозрения,
ориентированного на мистику.
Как и другие цистерцианцы, следовавшие примеру св. Бернарда, англичанин Исаак оставил
нам серию проповедей о Песни Песней, но он искал Бога не столько через экстаз, сколько
через метафизику. Это особенно характерно для восьми его проповедей (XIX— XXVI), в
которых Исаак направляет свою мысль к Богу посредством строгого, но тонкого
диалектического анализа понятия субстанции. Этот прекрасный метафизический фрагмент
является совершенно типичным примером теологии, основанной на понятии Бога как
чистой сущности. В нем можно обнаружить различные влияния, например, Дионисия и
Ансельма; если угодно, к ним можно добавить влияние Боэция и Гильберта Порретанского,
но от этого оригинальность Исаака не пострадает. Страницы его проповедей красноречиво
свидетельствуют о глубоком проникновении метафизики в духовность той эпохи. Они
указывают также на распространение в середине XII века абстрактного платонизма особого
рода, в котором диалектическое манипулирование сущностями представляло собой
типичную рациональную экспликацию реальности. Но самое известное и авторитетное
произведение Исаака — это его «Послание одному другу о душе» («Epistola ad quemdam
familiarem suum de anima»), написанное по просьбе Алкера Клервоского. Это послание —
настоящий трактат о душе; причиной
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|