|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 235
научит ничему, что может быть полезным для опыта другого. Наоборот, причины и условия,
делающие экстаз возможным, могут стать предметом богословских спекуляций.
Актом чистой любви, ибо это — любовь, Бог сотворил человека по своему образу и подобию.
Этот образ заключен прежде всего в воле, то есть в свободном решении. Созданная актом
Божественной любви, воля человека есть в сущности милостивая любовь Бога.
Следовательно, можно сказать, что, поскольку Бог по природе любит Самого Себя,
человеческая воля по природе любит Бога. То, что человек любит самого себя, не является
препятствием для этого. В том, что человек любит самого себя и его любит Бог, наличествует
совершенное согласие его воли с Божьей волей; посему между Богом и человеком существует
совершенное подобие. Это то, что св. Бернард называет единением с Богом. Речь идет не об
общей сущности, которая объединяла бы человеческое существо с Божественным, но об
общности по модусу подобия, которая основана на совершенном согласии двух воль. Любить
Бога ради Него Самого, любить так, как Бог любит Себя, — значит согласовывать нашу волю
с Его волей, то есть, оставаясь самими собой, составить единство с Богом.
По своей сущности грех заключается в действии, в котором человек желает самого себя ради
себя или желает для себя других Божьих созданий, вместо того чтобы желать для Бога и себя
самого и все остальное. Это «хотение для себя» нарушило подобие человека Богу, но
действие благодати Искупления восстановило человека в подобии Богу, которое он прежде
утратил. Поэтому христианская жизнь образует единое целое с жизнью мистической, а
последняя в свою очередь может рассматриваться как перевоспитание любовью. Любить
Бога ради Него Самого — значит любить Его бескорыстной любовью, то есть, как разъясняет
св. Бернард в своей книге «О необходимости любить Бога» («De diligendo Deo»), такой
любовью, которая находит воздаяние в себе самой. Конечно, Бог вознаградит любовь, но
поскольку она исключает всякую мысль о награде, то сочетание любви к Богу в
предвкушении воздаяния и любви к Нему без воздаяния рождает противоречие. Но
обретшая однажды чистоту намерений любовь, которую человек по природе испытывает к
самому себе, не противостоит больше любви к Богу ради Бога, ибо сам человек стал образом
Божьим. Став любовью к Богу лишь ради Него Самого, любовь, которую человек питает к
себе, смыкается с любовью, которой его любит Бог, и совпадает с ней намерениями. И тогда,
если Бог того пожелает, Он может соединить с Собою душу человека, возлюбить Себя в этом
своем образе, как Он любит Себя в Себе Самом. Экстаз — это не что иное, как предельная
точка единения воль и соединения любви человеческой с любовью Божьей.
Гильом из Сен-Тьерри (ум. в 1148) остается в тени славы св. Бернарда, однако история
начинает воздавать ему должное. Друг св. Бернарда, он заслуживает этого. Они были
современниками, и их учения весьма сходны, но смешивать последние нельзя. Его главное
произведение — «Послание братьям с горы Господней» («Epistola ad Fratres de Monte Dei»),
часто называемое «Золотым посланием» («Epistola aurea»), но к нему следует добавить по
крайней мере два других трактата — «О созерцании Бога» («De contemplando Dei») и «О
природе и достоинстве любви» («De natura et dignitate amoris»). Как и учение св. Бернарда,
учение
Часть 14.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|