|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 234
которая состоит в признании собственного ничтожества. С этой ступени мы тотчас
поднимаемся на вторую — любовь, ибо, признавая свое собственное ничтожество, мы
сочувствуем бессилию ближнего. Со второй ступени мы легко переходим на третью, так как
равно сострадая своему ничтожеству и ничтожеству другого, мы оплакиваем свои грехи и
скверну, ненавидим их, устремляемся к праведности и очищаем свои сердца, дабы сделать их
способными созерцать небесные предметы. Таковы три ступени истины, которые следуют за
двенадцатью ступенями смирения. На первую мы поднимаемся усилием смирения, на
вторую — благодаря чувству сострадания, подняться на третью помогает пылкость
созерцания. На первой ступени истина сурова, на второй благоговейна, на третьей чиста.
Само собой разумеется, что если есть ступени смирения, то есть и ступени гордыни;
подниматься по одним — значит спускаться по другим, идти путем добра означает отходить
от пути зла. Кульминация человеческого познания достигается душой в состоянии экстаза,
когда она в каком-то смысле отделяется от тела, опустошается и утрачивает самое себя, дабы
возрадоваться некоторому роду общения с Богом. Это общение приводит к расплавлению и
как бы обожению души любовью: «Как капля воды, падающая в большое количество вина,
словно растворяется и исчезает, принимая вкус и цвет вина; как красный раскаленный
металл становится подобен огню и как будто теряет свою первоначальную форму; как воздух,
наполненный солнечным светом, кажется преобразившимся в это яркое сияние, так что он
будто уже не освещен солнцем, а сам стал светом; с этой точки зрения существо
представляется не освещенным, а излучающим свет, — так и всякое человеческое чувство у
святых должно расплавиться, дабы перетечь в волю Божью. В самом деле, как Бог будет все
во всем, если в человеке останется что-то от человека? Несомненно, субстанция его останется,
но в ином виде, в иной силе и в иной славе». Последняя фраза в сочинении св. Бенедикта без
всяких натяжек совпадает с мыслями св. Бернарда: даже когда человек сливается с Богом —
если через благодать достигается совершенное подобие и сходство воли человеческой и воли
Божьей,— то и тогда человеческая субстанция остается бесконечно отличной от
божественной. Только любовь может совершить чудо совершенного единства при коренном
различии существ. Согласие двух воль, но без смешения субстанций (поп substantiis confusos,
sed voluntate consentaneos) — вот что такое это единение хотений и согласие в любви. И это
также последний предел, которого человек порой достигает на мгновение в этой жизни
через экстаз и достигнуть которого навсегда он может лишь в блаженном состоянии. Однако
даже тогда единение человека с Богом совершенно несравнимо с единением Сына и Отца,
которое уже даже не единение, но сама единственность: felix unio, si experiaris; nulla si
comparaveris**.
Глубокое влияние св. Бернарда на современников и потомков объясняется несколькими
причинами: почитанием его святости, красноречием произведений и авторитетом
религиозного реформатора. Но особо следует отметить две другие причины: он осно-
Глава V. Философия в XII веке
226
вал свое учение на личном опыте экстаза и дал полностью разработанное истолкование этого
опыта. В длинной серии проповедей о Песне Песней св. Бернард ясно показал, что
экстатическое соединение души с Богом было испытано им самим. Он, разумеется, добавил,
что это невыразимо. Не испытавший его не может узнать, что это такое, а испытавший не
способен его описать. Впрочем, даже если бы и был способен, мы все равно бы далеко не
продвинулись, ибо экстаз сугубо индивидуален и опыт одного не
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|