|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 233
opera. P., 1849—1859, vol. 1—2; Geyer B. Die philosophischen Schriften Peter Abelards. Miinster,
1919—1933,4 Bde. (работа, необходимая как отправной пункт для изучения логики Абеляра);
Ostlender H. Peter Abaelards Theologia «Surnmi boni» zum ersten Male vollstandig
herausgegeben. Miinster, 1939; Remusat Ch. de. Abelard, sa vie, sa philosophie et sa theologie. 2e
ed. P., 1855, vol. 1—2; Ottaviano C. Pietro Abelardo, la vita, le opere, il pensiero. Roma, 1931; Sikes
J. K. Peter Abailard. Cambridge, 1932. Об этическом учении Абеляра: Rohmer J. La finalite
morale chez les theologiens de saint Augustin a Duns Scot. P., 1939, ch. П—Ш. О любовной
страсти Абеляра: Charrier Ch. Heloise dans l'histoire et dans la legende. P., 1933; Gilson E.
Heloise et Abelard. P., 1938.
Гильом из Шампо: Lefevre G. Les variations de Guillaume de Champeaux sur la question des
universaux. Etude suivie de documents originaux. Lille, 1898.
Жослен из Суассона: De generibus et speciebus // Cousin V. Ouvrages inedits dAbelard pour
servir a l'histoire de la philosophie scolastique en France, P., 1836, p. 507—550.
Ад ел кард (Аделард) из Бата: Wiliner H. Des Adelard von Bath Traktat «De eodem et diverso».
Miinster, 1903.
3. СПЕКУЛЯТИВНАЯ МИСТИКА
Св. Бернард Клервоский (1091—1153), этот выдающийся человек действия и необычайно
способный лидер, в котором воплотился религиозный гений всей его эпохи, был также
одним из основателей средневековой мистики. Он не отрицал пользы, которую при случае
могут принести познания в области диалектики и философии, и тем более не позволял себе
гневных, но отвлеченных выпадов против философов и диалектиков; и однако он утверждал,
что светские науки имеют ничтожную ценность по сравнению с науками священными. Он
внимательно наблюдал за философами-теологами своего времени. Св. Бернард смог сделать
ряд принципиальных уступок в отношении изучения философии, но свои подлинные мысли
он выразил словами: моя философия—это знание Иисуса, причем Иисуса распятого. Что
касается его личного отношения к диалектикам, то оно отражается в борьбе, которую он вел
против Абеляра и Гильберта Порре-танского: их общие тенденции и чрезмерная терпимость
к рассудочному подходу к теологии сильно его тревожили. Безусловно, св. Бернард ничего не
сделал, чтобы приблизить формирование великих школ схоластической философии. Он с
подозрением относился к современным ему попыткам способствовать этому, но
основательно разработал собственное учение о мистической любви и стал тем
225
3. Спекулятивная мистика
самым инициатором движения, развившегося в последующие столетия*.
Путь, ведущий к истине,— это Христос, а великое наставление Христа — это смирение.
Другое наставление — это труд, третье -— плоды труда. Труд, назначенный нам прежде
всего, если мы хотим познавать, состоит в том, чтобы смириться. Смирение можно
определить как добродетель, благодаря которой человек, точно узнавая, каков он, падает в
собственных глазах. Этой добродетелью обладают те, в чьих сердцах есть ступени, чтобы
постепенно восходить к Богу. Согласно учению св. Бенедикта, ступеней смирения двенадцать,
однако этот святой скорее показывает нам, как подниматься по ним, нежели как их считать.
Достигнув вершины смирения, мы достигаем первой ступени истины,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|