|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 232
индивида наиболее грубо: «Только непосредственное знание непосвященных
рассматривает одни лишь индивиды; что до познани
тех, кто обнаруживает вид, то оно смущает не только профанов, чуждых науке о словесности,
но в большой мере и посвященных в тайну. В самом деле, привыкшие пользоваться глазами
для различения вещей, их длины, ширины, высоты и — идет ли речь об одной или о
нескольких вещах — их местонахождения и окружения, они становятся словно пленниками
мрака, когда пытаются распознать вид; они не могут ни созерцать, ни познавать его как нечто
простое, не имеющее ни числа, ни пространственных границ, вообще не могут подняться на
уровень слова «вид». И тот, кому говорят об универсалиях, смотрит с удивлением: кто
поднимет меня туда, где они обитают? Воображение тревожит разум и ревниво
противостоит его проницательности. Но так происходит у смертных. Что же касается
божественной мысли, которая облачена в тонкую и переливчатую ткань, то она, не имеющая
преград для воображения, способна ясно распознавать материю из ее форм, а формы —
либо по отдельности, либо все одновременно. В самом деле, прежде чем все вещи, которые
вы видите, стали связаны, они были простыми внутри «Нуса» (ума). Как и в каком виде они
там пребывали — вопрос более тонкий, и о нем мы будем говорить в другом месте. А сейчас
вернемся к нашей теме. То, что вы видите, есть одновременно и род, и вид, и индивид.
Аристотель с полным основанием полагал все это существующим только в чувственно
воспринимаемом. В действительности только некоторые из доступных чувствам вещей
исследуются более или менее детально. С другой стороны, поскольку никто не видит вещей
такими, каковыми они являются сами по себе, в чистом состоянии вне воображения, то
Платон сказал, что они существуют и что они видимы вне чувственно воспринимаемого, то
есть в божественной мысли. Впрочем, если я и переиначиваю все это, чтобы привести в
стройный порядок, я не готов оправдать заблуждение, в которое впали все, говорившие на
эту тему». Последняя фраза показывает, что Аделхард не
Глава V. Философия в XII веке
224
склонен к какой-либо эклектике. У него нет иллюзий, что находящиеся перед ним
оппоненты смогут сразу воспротивиться самим себе и принять правильную точку зрения; но
он указывает на различие между двумя уровнями, на каждом из которых один из двух
противоположных тезисов истинен. Мы видели, что Абеляр отнюдь не отвергал Идей, а
соглашался с их существованием в божественной мысли. Итак, мы наблюдаем, как с начала
XII века готовился христианский синтез XIII века, который будет вдохновлен Аристотелем в
плане истолкования порядка чувственного и Платоном — в плане истолкования порядка
божественного.
ЛИТЕРАТУРА
Проблема универсалий: Reiners J. Der aristotelische Realismus in der Friihscholastik. Bonn, 1907;
idem. DerNominalismus in der Friihscholastik. Miinster, 1910.
Вера и разум: Englhardt G. Die Entwicklung der dogmatischen Glaubenspsychologie in der
mittelalterlichen Scholastik vom Abaelardstreit (urn 1140) bis zu Philipp dem Kanzler (gest. 1236).
Mtinster, 1933.
Абеляр: Migne J. P. (ed.). Patrologiae cursus completes. Series latina, t. 178; дополнено трудами
В. Кузена: Cousin V. Ouvrages inedits dAbelard. P., 1836; idem. Petri Abaelardi
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|