|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 228
заблуждении. Даже и теперь многие неверующие могли бы обратиться в веру, если бы
узнали Евангелие, но они его не знают. Как же могут быть благими их намерения и
поступки?
Логически анализируя следствия из этих утверждений, Абеляр настаивает, что решающая
роль принадлежит намерению. Очевидно, что не знающие Евангелия, не верующие во
Христа не совершают никакого греха. Как можно согрешить против того, чего не знаешь?
Ясно, что поступки таких людей могут быть дурными, но как возложить на них
ответственность за эти поступки, если они не могут этого знать? Человек прицеливается из
лука в птицу, которую он видит, и убивает человека, которого он не видит: результат дурен,
поступок же таковым не является. Преследователи Христа совершили злое дело, предав Его
смерти, но
Глава V. Философия в XII веке
220
если они действовали по совести, они бы больше согрешили, сохранив Ему жизнь. Все было
бы правильно, если бы Абеляр не столкнулся здесь с таким теологическим затруднением: как
бы ни расценивать их поступки с нравственной точки зрения, те, кто умирает, не познав
Евангелия, осуждены. Как это объяснить? Ведь если они, не зная Евангелия, действуют
вопреки его законам, то это не их вина! Вот ответ Абеляра: «Мы говорим, что неверие, в
котором умерли эти люди, достаточно для их осуждения, хотя причина ослепления,
которому их предал Бог, нам не указана»*. Так что однажды магистр Петр запнулся и
остановился, но, как мы увидим, ненадолго.
Книга «Sic et поп» написана, вероятно, в 1121—1122 гг. В своей «Theologia Christiana», которая
появилась сразу же вслед за ней (1123—1124)**, Абеляр обнаружил то же затруднение, но на
этот раз переместил его на тот уровень, где оно могло быть разрешено, по крайней мере
частично. Принцип, согласно которому неверие исключается из Царства Божьего, остается
непреложным, но кто такие неверующие? Заслуживают ли этого названия, например,
языческие философы? Возвращаясь сквозь века к самым великодушным суждениям св.
Юстина, Абеляр утверждает, что те из них, кто вел наиболее правильную жизнь, получили
от Бога какой-то свет истины. Они познали, что есть только один Бог; некоторые из них —
как можно убедиться, читая св. Августина,— предощущали догмат Троицы и даже тайны
Воплощения и Искупления. Поскольку Бог открыл существо спасительных истин евреям
через пророков, а язычникам через философов, то им нет прощения, если они не слушали
наставлений своих учителей; напротив, слушавшие спасены. Абеляр полагал, что спасены
многие язычники и некоторые евреи, причем среди язычников — сначала греки, а потом
латиняне, следовавшие их учению. Впрочем, чтобы удостовериться в этом, достаточно
посмотреть, как жили философы. То, что мы знаем об их жизни, свидетельствует, что они
подчинялись естественному закону, который Евангелие лишь довело до совершенства.
Поэтому не стоит удивляться соответствию их жизни той, которую проповедует Евангелие и
примеры которой подают святые. Приведя ряд свидетельств, Абеляр заключает: «Итак, мы
утверждаем, что их жизнь, как и их учение, в высшей степени выражает евангельское и
апостольское совершенство, что они мало или вовсе не удалялись от христианской религии и
что мы едины не только своими нравами, но и даже именованием. Ибо мы называем себя
христианами потому, что Истинная мудрость, то есть мудрость Бога-Отца,—это Христос; мы
поистине заслуживаем именоваться философами, если истинно любим Христа». Если верно
и обратное, то как отказать
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|