|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 227
Таким умам принадлежит честь обновлять все, к чему они прикасаются. Их несчастье в том,
что они становятся первыми жертвами собственных открытий. После простого учителя
логики мы встретим монаха — профессора теологии. Надежный инстинкт приводит его
однажды к центральной проблеме морали — к проблеме нравственного обоснования
действий, для решения которой достаточно было быть по крайней мере хорошим логиком. В
своем «Познай самого
219
2. Петр Абеляр и его противники
себя» («Scito teipsum»)* Абеляр исходит из различения порока и греха. Порок — это
склонность к неподобающему, то есть стремление не делать того, что нужно делать, и
невоздержание от того, чего делать не нужно**. С точки зрения Абеляра, порок — это не
грех, а склонность к греху, с которой мы в состоянии бороться и которая тем самым
предоставляет нам возможность иметь заслугу. Добавим, что, поскольку мы дали
отрицательное определение (не делать, не воздерживаться), грех оказывается лишенным
субстанции: это скорее небытие, нежели бытие. Грех не заключается в склонности воли, ибо
поступать дурно может оказаться нашей природной склонностью; но мы все-таки делаем
добро, потому что, пока в нас пребывает эта склонность, мы боремся с нею. Он не
заключается и в результате действия, рассматриваемом, так сказать, в его материальности.
Грех состоит именно в невоздержании от того, чего не следует делать, то есть в согласии с
этим последним. Соглашаться со злом — значит презирать Бога, и намерение сделать это
составляет само существо греха.
То, что верно в отношении зла, верно и в отношении добра. Поступать хорошо — значит
поступать с намерением уважать волю Бога. Следовательно, нужно различать благое
намерение и благой результат (opus), равно как дурное намерение и дурной результат.
Между тем и другим не такое отношение, как между отцом и сыном. Сын хорошего человека
может быть дурным; аналогично результат благого намерения может оказаться дурным, и
тот факт, что породившее его намерение было благим, ничего не меняет в природе
результата. Однако добро, как и зло, помещается между спонтанной склонностью воли и
самим делом (opus), которое породил поступок (operatio), а именно — в намерении,
направившем этот поступок. Поэтому сам поступок не имеет никакой иной нравственной
ценности, помимо той, которую имеет породившее его намерение. Итак, важен не поступок
и не его
результат. Намерение, само по себе благое, может иметь результатом дело, само по себе
дурное, и наоборот. Но нравственный акт, которым продиктовано благое намерение, всегда
хорош, а нравственный акт, диктующий дурное намерение, всегда плох. Таким образом, как в
отношении добра, так и в отношении зла моральность поступка смешивается с
моральностью намерения.
Но что такое благое намерение? Это не то намерение, которое попросту представляется
благим. Это намерение, которое таково в действительности. Чтобы поступать хорошо,
недостаточно полагать, будто то, что ты делаешь, угодно Богу,— необходимо еще желание
Бога, чтобы человек поступал именно так. Эта мудрая поправка приводит Абеляра к
серьезным трудностям. Он прекрасно видит, что личного впечатления, будто у тебя благое
намерение, недостаточно,— в противном случае преследователи Иисуса Христа и мучеников
могли бы получить моральное оправдание. Однако никто не праведен без веры. Но как люди
могли иметь благие намерения прежде проповеди Евангелия? И во время проповеди
Христос возвещал истину одним городам, оставляя другие в
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|