|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 226
в чувственно воспринимаемом, например формы тел. Универсалии второго вида пребывают
в чувственно воспринимаемых вещах, однако
Глава V. Философия в XII веке
218
универсалии, обозначающие формы, отделенные от чувственно воспринимаемого путем
абстрагирования, пребывают вне чувственно воспринимаемого. Абеляр полагает, что таким
образом можно примирить Платона с Аристотелем, так как Аристотель говорил, что формы
существуют только в воспринимаемом чувствами, что верно. Однако Платон, «исследователь
физики», сказал, что эти формы сохранили бы свою природу, даже если бы они выпали из
чувственного восприятия, что тоже верно. Четвертый вопрос: могут ли сохраняться
универсалии без соответствующих индивидов? Как имена, обозначающие индивиды, они
прекратили бы свое существование, поскольку больше не было бы индивидов, которых они
обозначали. Однако само их значение сохранилось бы, ибо даже если бы больше не стало
роз, можно было бы сказать: роза не существует*.
Историческое значение творчества Абеляра в области логики весьма велико. Оно дало
пример принципиального обсуждения и решения чисто философской проблемы вне всякой
связи с теологией. Абеляр — не первый, кто затронул подобные проблемы. Их были
вынуждены ставить все преподаватели логики его времени, и некоторое число возможных
решений, рассмотренных Абеляром, подтверждает то, о чем нам говорит Иоанн
Солсберийский: в то время эти проблемы находили самые разные решения. Однако позиция
Абеляра — это позиция учителя, который побеждает в споре и завершает его. Если
вспомнить, что творчество Иоанна Скота Эриугены носило главным образом теологический
характер, то придется согласиться, что после Боэция не появилось ни одного философского
труда, сопоставимого с трудами Абеляра. А если учесть оригинальность его номинализма, то
можно без колебаний принять тот парадокс, что первые исследования на латинском языке,
где были предложены новые философские идеи, появились в XII столетии после рождества
Христова.
Во всяком случае очевидно, что логика Абеляра оказала глубокое влияние на средние века.
По вопросу о том, трактует ли логика вещи (res) или слова (voces), образовались две партии.
Отвергая первое решение, Абеляр существенно способствовал превращению логики в
автономную науку, свободную в своей структуре от всяких метафизических допущений. В
этом виде она продолжится в обучении на факультетах искусств**; это произойдет благодаря
выдающимся, но теперь малоизвестным логикам XIII века: Уильяму Шервуду (ум. в 1249), его
парижскому ученику Петру Испанскому (ум. в 1277), из «Краткого свода логики» («Summulae
logicales») которого, вероятно, заимствовал свою логику Пселл, и Ламберту Оксеррскому, чья
«Summa logicae», написанная около 1250 г., вдохновлена той же традицией* * *. Однако всякое
преимущество имеет обратную сторону. Превосходно создать автономную логику,
самодостаточную как наука, но при этом возникает риск увидеть однажды, что эта
терминистс-кая логика развивается метафизическими методами. Пришло время для
появления такого философа, как Оккам. Мы видели, что Абеляр не отрицал существования
Идей в собственном смысле в Боге. Впрочем, он не мог и использовать свою логику для
критики метафизических тезисов, которые просто игнорировал, но, сводя реальное к
индивидуальному, а универсальное — к смыслу терминов, Абеляр создавал основания, на
которых эта логическая критика метафизики — о чем сам он и не мечтал — когда-то все же
сформируется.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|