|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 221
«Проповеди», в особенности «Диалог между Иудеем, Философом и Христианином», по всей
видимости относящийся к последним годам жизни Абеляра****.
Важнейшая часть его философского наследия является результатом деятельности в качестве
профессора логики. Нам она известна по нескольким сочинениям, из которых необходимо
упомянуть «Диалектику», изданную Виктором Кузеном*****, и серию толкований и
комментариев, недавно опубликованную Б. Гейером: «Комментарии к Порфирию»,
«Комментарии к «Категориям», «Комментарии к «Об истолковании»******. В этих трудах
Абеляр раскрывает свое исключительное дарование, которое принесло ему успех в
преподавании: искусство ставить наиболее интересные философские вопросы по поводу
рассматриваемых текстов, ясность при обсуждении проблем, строгость формулировок в
процессе их решения. У него всегда были перед глазами сочинения Боэция, которые он
комментировал, однако далекий от увлечения их платоновскими тенденциями Абеляр
сознательно истолковывал их в подлинно, как ему казалось, аристотелевском смысле; иногда
он таковым и был, но всегда оставался абеляровским. Кстати, нужно учесть, что Абеляр знал
лишь часть логических сочинений Аристотеля и был совершенно не знаком с такими
трудами, как «Физика» или «О душе», знание которых имело бы для него капитальное
значение. Быть может, по этому поводу не стоит огорчаться, ибо благодаря этому незнанию
Абеляр был вынужден изобретать и сочинять сам.
Как и все преподаватели логики его времени, Абеляр приходит к философии в связи с
проблемой универсалий. Вопросы, поставленные Порфирием, сводились к тому, чтобы
узнать, существуют ли универсалии в реальном мире или только в мышлении: utrum veram
esse habeant an tantum in opinione consistant*******; если они существуют реально, то телесны
они или бестелесны; наконец, отделены ли они от чувственно воспринимаемых предметов
или заключены в них. К этим трем вопросам Порфирия Абеляр добавляет четвертый,
который потом стал классическим, как первые три: сохраняют ли роды и виды значение для
мышления, если принадлежащие к ним индивиды прекращают свое существование?
Например, будет ли иметь смысл слово «роза», если больше не будет роз? Разрешение этих
проблем определяется разрешением первой: являются ли универсалии лишь объектом
мышления или же они существуют в действительности?
Глава V. Философия в XII веке
214
Первое возможное решение заключается в допущении, что универсалии — это вещь (res). Но
вещь можно понимать в двух различных смыслах. Если следовать Боэцию, то нужно
допустить, что в пределах вида, каковым является, например, человек, все индивиды
обладают сущностью человека, но отличаются друг от друга совокупностью акциденций
(рост, телосложение, цвет кожи и т.д.), вследствие чего Сократ есть нечто отличное от
Платона. Таким образом, универсалии «человек» является общей сущностью индивидов.
Рассмотрим теперь несколько видов — например, человека, лошадь и собаку. Можно
сказать, что их общая сущность —род «животное», к которому принадлежат все они, но
внутри которого один отличается от другого определенными признаками: человек — это
животное, как всякое другое животное, но вследствие специфического отличия — «мыслящее
животное» — он относится к виду «человек». Как и вид, род тоже является сущностью.
Абеляр хорошо понял позицию Боэция как комментатора Порфирия, но главное
затруднение при этом только возросло, равно как и возросла сложность его
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|