|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 220
свободомыслящего, который защищал от св. Бернарда права разума, делали пророка и
предтечу рационализма нового времени****. Мы увидим, что такие суждения
преувеличивают вплоть до окарикату-ривания некоторые реальные черты Абеляра.
Творчество Абеляра охватывает и теологию, и философию. Что касается теологии, то
необходимо упомянуть его трактат «Да и нет» («Sic et поп»). В этом сочинении собраны, на
первый взгляд, противоречивые свидетельства Священного Писания и отцов Церкви
относительно большего числа вопросов. Абеляр формулирует принцип, согласно которому
в области теологии недопустимо произвольно ссылаться на авторитеты. В самом намерении,
определившем структуру трактата, нет ничего, что позволило бы обнаружить — как
некоторые упорно пытаются это делать — стремление разрушить принцип авторитета,
противопоставив одних отцов Церкви другим. Напротив, Абеляр прямо заявляет, что он
собрал эти кажущиеся противоречия для того, чтобы поставить вопросы и вызвать в умах
людей желание ответить на них. Метод «Sic et поп» будет полностью воспринят св. Фомой в
его «Сумме теологии», где относительно каждого предмета рассмотрения одни авторитеты
противопоставляются другим и противопоставление разрешается путем выбора,
определения и доказательства решения. Неверно и утверждение, что в области теологии
Абеляр пытался заменить авторитет разумом. Разумеется, теологи — единственно
компетентные люди в этой сфере — согласятся с утверждением св. Бернарда, что Абеляр
заблуждался, пытаясь рационально истолковать догматы, в частности догмат Троицы. Но
если он, к сожалению, порой и смешивал теологию с философией, он никогда не отступал от
принципа, что авторитет идет впереди разума, что первейшей задачей диалектики является
прояснение истин веры и опровержение неверия и что, наконец, спасение души приходит к
нам от Священного Писания, а не от книг философов. «Я не желаю быть ни философом,
возражающим св. Павлу, — писал он Элоизе, — ни даже неким Аристотелем, чтобы
отделять себя от
213
2. Петр Абеляр и его противники
Христа, ибо нет иного имени под небесами, которым я мог бы спастись. Камень, который я
кладу в основание своей совести, — тот же, что Христос положил в основание своей Церкви:
fundatus enim sum super firmam petram*»**. Эти слова, которые указывают на жизненные
принципы Абеляра, и волнующее свидетельство Петра Достопочтенного о последних десяти
годах его жизни исходят не от еретиков***. Он, возможно, допускал теологические ошибки,
но это совершенно другое, нежели ересь. Может быть даже, что ему недоставало чувства
тайны — а это гораздо худший порок для христианина, — но все же легенду о
свободомыслящем Абеляре следует сдать в антиквариат.
Впрочем, не благодаря трактату «Sic et поп», который представляет собой лишь изложение
проблем, Абеляр оказался вовлеченным в разрешение теологических трудностей. Его
собственная точка зрения на эти проблемы выражена в сочинениях совершенно иного
характера, которые продолжают традицию латинских отцов Церкви: «О единстве и
троичности Бога» («De unitate et trinitate divina»), написанном после 1118 г. и осужденном в
1121 г. (сохранились две редакции этого сочинения); «Христианская теология» («Theologia
Christiana»), появившаяся на свет после 1123-1124 гг. и «Теология» («Theologia»),
упоминаемая обычно под названием «Введение в теологию» («Introductio ad theologiam»).
Помимо писем к Элоизе, весьма богатых суждениями о человеке и мышлении, к этим
сочинениям следует добавить содержательные
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|