|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 219
всем этом чисто формальное упражнение или просто игру, в конце концов настолько
увлекались, что уже путали с подобным ребячеством философию и даже теологию.
Однако в ту эпоху были и другие ученые, которые сумели найти лучшее применение своему
разуму. Наиболее известный из них, Петр Абеляр (1079—1142), является одной из самых
замечательных личностей XII столетия, столь богатого образованными людьми и сильными
характерами***. Он родился в городке Пале близ Нанта; его отец получил кое-какое
образование, но вскоре поступил на военную службу и хотел, чтобы все его сыновья
последовали этому примеру. Абеляр с таким увлечением начал изучать гуманитарные
науки, в особенности диалектику, что решительно отказался от военной карьеры. Он
отправился в Париж учиться у Гильома из Шампо****, однако бурными возражениями на
занятиях своего учителя вызвал его неприязнь, равно как и враждебность своих соучеников.
Тогда Абеляр захотел немедленно основать школу, которой бы управлял он сам, и несмотря
на свой юный возраст открыл таковую в Мелене. Этот успех вызвал в нем желание перевести
свою школу в Корбейль, поближе к столице, но из-за болезни он был вынужден прекратить
преподавание. Несколько лет Абеляр оставался в провинции, однако, выздоровев, вернулся в
Париж изучать риторику под руководством своего старого учителя Гильома из Шампо.
Многие полагают, что он снова начал противоречить наставнику и, если верить молве,
заставил его отказаться от доктрины реализма, которой тот придерживался в вопросе об
универсалиях. Подобная вынужденная капитуляция подорвала авторитет Гильома как
профессора диалектики, и его школа опустела, в результате чего расширилась и укрепилась
школа Абеляра* * * * *.
Глава V. Философия в XII веке
212
Мы увидим, что на следующих этапах своей жизни этот воинствующий диалектик предстает
как настоящий боец, который нападает на учителей, берет в плен их слушателей, уводит их
словно свою добычу, осаждает школы и кафедры, которые страстно желает занять. У
Абеляра всегда оставалось что-то от рыцарского духа, царившего в его семье, и рассказ о
своей борьбе с Гильомом из Шампо он заканчивает настоящей победной реляцией.
Сокрушив своего учителя диалектики и риторики, Абеляр идет на выучку к магистру
теологии, прославленному Ансельму Ланскому*, готовя ему ту же судьбу. Рассорившись с
ним по той причине, что сам намеревался толковать и комментировать Иезекииля в школе
своего нового учителя**, Абеляр покинул Лан и отправился в Париж. Там он с необычайным
успехом преподавал теологию и одновременно философию. К этому времени относится
эпизод его любви к Эло-изе и увечье***. Потом он целиком предается религии и продолжает
вести жизнь странника. Абеляр преподает и утешается в многочисленных монастырях
вплоть до своей кончины в 1142 г.
Этот страстный философ, этот беспокойный, гордый, воинственный ум, этот борец, чей
поход внезапно прервал любовный эпизод, закончившийся столь драматично, был,
возможно, величайшим человеком той эпохи — благодаря как мощной притягательной силе
своей личности, так и оригинальности своих философских построений. Однако видеть в нем
основоположника средневековой философии значит забывать о плодотворных усилиях
Иоанна Скота Эриугены и, в особенности, св. Ансельма Кентерберийского; приравнивать его
к Декарту, разрушившему в XVII столетии схоластику, которую Абеляр основал в XII, —
значит легкомысленно упрощать действительность. Из него делали предшественника Руссо,
Лессинга и Канта, делали
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|