|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 218
Vicaire M.H. Les Porretains et l'avicennisme avant 1215 // Revue des sciences philosophiques et
theologiques, 1937, v. XXVI, p. 449—482.
Теодорик Шартрский и Гильом из Ковша: Parent J.M. La doctrine de la creation dans 1'ecole de
Chartres. P.; Ottawa, 1938; о других философах этого направления см.: Jansen W. Der
Kommentar des Clarenbaldus von Arras zu Boethius de Trinitate. Breslau, 1926; Gilson E. La
cosmogonie de Bernardus Silvestris // Archives d'histoire doctrinale et litteraire du moyen age,
1928, v. Ill, p. 5—24; Flatten H. Die Philosophie des Wilhelm von Conches. Koblenz, 1929;
Grabmann M. Handschriftliche Forschungen und Mitteilungen zum Schrifttum des Wilhelm von
Conches und zu Bearbeitungen seiner wissenschaftlichen Werke. Mtinchen, 1935.
Иоанн Солсберийский: Demimuid M. Jean de Salisbury. P., 1873; Schaarschmidt C. Joannes
Saresberiensis nach Leben und Studien, Schriften und Philosophie. Leipzig, 1862; Waddell Helen.
John of Salisbury // Essays and Studies by Members of the English Associations. Oxford, 1928, v.
XIII, p. 28—51.
211
2. Петр Абеляр и его противники 2.
ПЕТР АБЕЛЯР
И ЕГО ПРОТИВНИКИ
Богатая и разнообразная деятельность шар-трских школ и составление научных и
популярных энциклопедий были лишь одним из аспектов философской работы в XII
столетии. В то время как шартрские магистры наслаждались Платоном и умозрениями
«Тимея», произошел неожиданный взлет изысканий в области логики, которые настойчивее,
чем когда-либо, вторгались в теологию и дали новый импульс уже упоминавшемуся нами
старому антагонизму между диалектиками, или философами, с одной стороны, и
мистиками и теологами — с другой.
В наименее интересную форму облекли в те времена чисто рациональную спекуляцию
косные диалектики. Их типичным представителем был Ансельм из Безаты*; но в XII веке
подобных ему было немало. Корнифиций Иоанна Солсберийского не был обыкновенным
невеждой — это был человек, который любил мудрствовать о многих предметах.
Представляется, что в школе в Пти-Поне на берегу Сены, где среди прочих преподавал Адам
Парвипотан (дю Пти-Пон)**, было достаточно «корнифициев». Они ожесточенно спорили о
глубоких вопросах, часть которых можно считать неразрешимыми; например, такие: когда
свинью тащат на базар, то кто ее удерживает — человек или веревка? Когда покупают полное
облачение для мужчины, то покупают ли капюшон? В этих кругах были также в моде
хитросплетения софистических рассуждений. Среди них имелись особенно популярные,
которые называли гюальдичес-кими по имени их изобретателя Гюалона. Вот два примера
подобных рассуждений. 1) У тебя есть то, чего ты не потерял, — ты не потерял рога —
следовательно, у тебя есть рога; 2) «мышь» есть слово — слово не грызет сыр —
следовательно, мышь не грызет сыр. Самое замечательное в том, что человек, у которого мы
почерпнули эти примеры, указывал, что не следует пользоваться этим искусством с целью
провокации, но также не следует и
пренебрегать им. Безусловно, нельзя забывать, что нередко там находились обычные темы
для дискуссий с целью практического овладения диалектикой; но даже те, кто видел во
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|