|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 216
Часть 13. 209
1. Шартрская школа
Не следует, например, выносить окончательного суждения по поводу субстанции,
количества, способностей, проявлений и происхождения души, о судьбе, случайности,
свободной воле, материи, движении и началах тел, о бесконечности чисел и приближенном
делении величин, о времени и пространстве, числе и механизмах речи, об одинаковом и
различном, делимом и неделимом, о субстанции и форме слова, природе универсалий, о
проявлении, цели и источнике добродетелей и пороков, о том, обладает ли человек всеми
добродетелями, если обладает одной, о том, все ли грехи равнозначны и одинаково
наказуемы, о причинах феноменов, о морских приливах и отливах, разливах Нила,
изменениях поведения животных в зависимости от фаз Луны, о всевозможных тайнах
природы, колдовстве, о самой природе и природных явлениях, об истинности и
первопричинах вещей, непостижимых для человеческого ума, о том, имеют ли ангелы
собственные тела и каковы они, обо всем, что касается Бога и что превосходит пределы
постижения для разумного существа, каковым является человек. Можно назвать еще
множество других вопросов, которые остаются сомнительными для мудрых, хотя простой
народ в них не сомневается, и от суждения по которым «академиков» удерживала
скромность. Это не означает, что следует пренебрегать исследованием подобных вопросов
под предлогом того, что окончательное решение нам недоступно. Наоборот. Невежество
порождает догматическую философию, а обширные познания — такую, как у «академиков».
Когда известны только одна философская система и только одно решение какой-либо
проблемы, то, естественно, их и принимают. Как можно выбрать, когда выбора нет? Свобода
Духа определяется широтой и разнообразием познаний; вот почему Иоанн Солсберийский
стал самым горячим и красноречивым защитником шартрского гуманизма от всякого рода
«корнифициев» и противников языческой науки, объединившихся ради уничтожения
научных занятий.
Типичной неразрешимой проблемой была, с точки зрения Иоанна Солсберийско-го,
проблема универсалий. Это неудивительно: данный предмет великолепно подходит для
философской дискуссии, ибо его запутанность заранее позволяет воображать по этому
поводу все, что угодно. Философы были захвачены этим сложным предметом и спорили о
нем бесконечно, а поскольку относящиеся к нему выражения они употребляли бессистемно,
то создавалось впечатление, что они отстаивают различные точки зрения, и у их
последователей оказался богатейший материал для дискуссий. Сейчас насчитывается по
крайней мере пять решений этой проблемы, столь давних, что мир состарился, пытаясь
разрешить ее; на это он потратил больше времени, чем Цезарь на завоевание мира, и больше
денег, чем было у Креза. С точки зрения одних, универсалии существуют только в чувственно
воспринимаемом и единичном; другие считают, что формы существуют отдельно, подобно
математическим сущностям; третьи превращают их то в слова, то в имена; четвертые
смешивают универсалии с понятиями. На самом же деле мы не знаем характера бытия и
способа существования универсалий; тем не менее можно говорить если не о реальном
способе их существования, то по крайней мере о том, как мы получаем представление о них.
Эту вторую проблему, более ограниченную, чем первая, нам помогает решить учение
Аристотеля об абстрагировании. Искать актуальный способ существования универсалий,
рассматриваемых как вещи, — это бесконечная и не слишком плодотворная работа, но
искать ответ на вопрос о том, чем они являются в интеллекте, — возможно и полезно. В
самом деле, если мы рассмотрим сущностное подобие внешне различных индивидов, то
получим вид; если затем мы рассмотрим
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|